Медицина в Таджикистане изжила себя в существующем ныне варианте – наверное, с этим согласится любой человек, имевший с ней дело. По мнению специалистов, заменить ее может только страховая медицина, которая успешно прижилась во многих странах мира. Буквально пять лет назад парламент страны принял закон «О медицинском страховании в РТ», который должен вступить в силу с 1 января следующего года.
Станет ли новый закон панацеей для таджикской медицины?
В ИЮНЕ 2008 года парламентом принят Закон «О медицинском страховании в Республике Таджикистан» (ОМС в РТ). А в 2010 году в него были внесены изменения, согласно которым внедрение медицинского страхования должно начаться с января 2014 года.
За комментариями по Закону мы обратились в Минздрав и получили письменный ответ за подписью министра Нусратулло Салимова.
На вопрос, сколько страховых компаний предоставят свои услуги и по какому принципу они будут задействованы, Минздрав ответил, что «…страховщиком в системе обязательного медицинского страхования должен быть Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), который будет консолидировать государственные средства, страховые взносы и соцоплату, вносимую населением, и отчислять социальный налог».
Со ссылкой на данные «Таджикстрахнадзора» в письме указывается, что в 2012 году было зарегистрировано 17 страховых компаний, из которых 6 компаний занимаются медицинским страхованием (добровольным).
Мы также поинтересовались тем, как будут функционировать бюджетные и частные медучреждения (на основе платного предоставления услуг), что реально было сделано после принятия закона и есть ли опыт по апробации…
Минздрав в ответ перечислил разработанный пакет нормативно-правовых документов по внедрению медицинского страхования, указал на деятельность частных страховых компаний по добровольному медицинскому страхованию и ее несоответствия требованиям закона. И ни слова о реальной апробации.
Не получив ответа на вопрос, что же на самом деле изменится в системе здравоохранения с 1 января, после вступления в силу закона о страховании, мы обратились к советнику министра Дилором Содыковой.
Она рассказала, что пока никаких существенных изменений не будет. Причина банальна - на реформирование системы здравоохранения нет денег.
- С первого января закон не может работать на территории всей республики, народ к этому не готов, да и нет экономической составляющей, соответственно, и финансирования отрасли. Возможно, он будет опробован только в нескольких пилотных районах, - отметила Содыкова.
Кому это надо, кому это нужно?
МЫ опросили десяток жителей столицы, которые указывали на тяжелую финансовую нагрузку при покупке медикаментов и получении медицинских услуг. Один из опрошенных рассказал о своем опыте использования медицинского страхового полиса в России, указывая на удобства и качество оказания услуг.
Мы решили узнать мнение экспертов о проблемах и перспективах медицинского страхования.
По их мнению, обязательная медстраховка помогла бы преодолеть проблему недостаточного финансирования медицины и дать населению какие-то гарантии получения услуг, избавиться от коррупционных схем в этой отрасли.
Специалисты, занимающиеся непосредственно страхованием, говорят о проблемных моментах и возможной монополизации медстраховки, а врачи указывают на позитивную сторону страхования и консерватизм руководства медицинской отрасли.
Врач, проработавший несколько десятков лет в одном из столичных медучреждений, считает, что исправить положение гибнущей медицины в Таджикистане может только страхование, к тому же было бы неплохо внести пункт страхования от врачебной ошибки.
- Конечно, внедрить все сразу и по всей стране невозможно, но можно начать с функционирующих предприятий, платежеспособных предпринимателей. Больницы нужно перевести на хозрасчет, и они будут способны безболезненно перейти к системе обязательного страхования. Ведь они получают незначительные денежные средства, зарплата основного медперсонала (лечащий врач, медсестра и санитарка) совсем низкая. Вот именно они в первую очередь должны быть заинтересованы в страховании и получении достойной оплаты, а не видеть в пациенте очередного «клиента». При желании это возможно сделать. Нужно попросту перенять международный опыт, произвести расчеты, выходить с предложениями к правительству. Но руководство Минздрава пока не готово к этому, оно боится потерять стабильные доходы и контроль над всей отраслью, - считает он.
По словам собеседника, можно привести массу примеров консерватизма руководства Минздрава. Доказано, что все находящиеся в подчинении Минздрава службы должны функционировать отдельно и контролировать систему здравоохранения, как это делается практически во всех государствах на постсоветском пространстве, а не покрывать ее.
К примеру, служба государственного надзора за фармацевтической деятельностью, служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора и служба по госнадзору за медицинской деятельностью непосредственно выполняют контрольные функции. Но они не должны быть подконтрольны Минздраву. Будь они независимыми, заражения ВИЧ-инфекцией детей, локальные вспышки заболеваний, торговля контрафактными медпрепаратами в аптечных сетях, антисанитария в медучреждениях и многое другое не осталось бы безнаказанным. У населения появилось бы больше доверия к медицине, если бы оно увидело ее «работу над ошибками».
Трудно отказаться от реальной мзды?
ОДИН из представителей страховой компании, назвавшийся Бахромом, считает, что есть риски монополизации медицинского страхования, как это произошло с автострахованием для иностранцев.
- МИД обязал иностранные представительства получать «добровольное» автострахование. Именно обязал, потому что без него нельзя получить номера. Кроме того, страхование нужно пройти в установленных МИДом страховых компаниях, - говорит Бахром.
По его мнению, медицинское страхование - это вид страхования, которым можно и нужно заниматься.
- Но необходимы условия, а их, к сожалению, в Таджикистане нет и не будет в ближайшее время. Возьмем отдаленный горный район, который будет обслуживаться определенной страховой компанией. Там проживает, к примеру, пятьдесят тысяч человек, половина находится в трудовой миграции. Пусть платежеспособных людей 10%, остальные - это дети, пенсионеры и безработные. Думаете, бюджет того района осилит обслуживание остальных?
По мнению другого представителя страховой компании, Умеда, Минздравом не проработаны и не изучены все варианты.
- Допустим, любая страховая компания в медицине должна иметь в своем штате врача-эксперта, профессионала. Нет гарантий, что врач не окажется знакомым своего коллеги в клинике. Будет ли в этом случае дана объективная оценка обслуживания больного? В мою бытность ради списания денег в рамках добровольного медстрахования больницы приписывали в картах мужчин УЗИ матки, - сетует специалист.
По словам Бахрома, врачи привыкли получать мзду наличностью, со своей маленькой зарплатой им не выжить иначе. Нужно, наверное, сменить всю психологию и подходы больных и врачей, это другой и немаловажный аспект, считает он.
Опять «принудиловка»?
РУКОВОДИТЕЛЬ Центра свободного рынка Таджикистана Константин Бондаренко считает, что существующая на сегодняшний день система здравоохранения, без сомнения, требует коренной реформы, но ее никак нельзя сделать эффективной, просто «залив» дополнительное количество бюджетных денег или включив механизм ОМС.
- Даже введение принципа платности услуг - при том факте, что цены назначаются все равно государством - только усугубляет ситуацию. В какой-то мере существующие неофициальные платные взаимоотношения между врачами и пациентами - это как раз следствие абсолютной неэффективности существующей системы управления здравоохранением. И тут закон о медицинском страховании может не дать нужного эффекта, - говорит эксперт.
По мнению Бондаренко, само по себе страхование, в том числе и медицинское, – отличный инструмент. С помощью страхования граждане могут иметь некие гарантии получения медицинских услуг в случае проблем со здоровьем и при этом лучше планировать свои расходы на медицину, распределить их более равномерно.
- К сожалению, такая ситуация, скорее, идеальный случай, на деле, и тем более в реалиях Таджикистана, возникает много вопросов. Первый и один из самых главных – должно ли быть медицинское страхование обязательным? Если признать за данность право человека распоряжаться собой, то разве кто-то кроме самой личности должен решать, каким именно путем лучше заботиться о собственном здоровье? Обязательное, а правильнее сказать «принудительное», медицинское страхование несет в себе целый перечень рисков. Если от какой-то услуги нельзя отказаться, то ее поставщик, цена, качество и другие параметры могут определяться абсолютно субъективно в интересах каких-то групп – государственных страховых компаний или медучреждений, например, но никак не согласовываться с интересами клиентов. На основе каких данных будет определяться размер взноса на медицинское страхование? Будет ли иметь человек право выбора страховой компании?
В законе речь идет о едином Фонде обязательного медицинского страхования, имеющем статус единого плательщика – значит, выбора уже нет? Кроме того, упоминается широкий перечень лиц, чье обязательное страхование будет обеспечиваться за счет бюджетных средств – а откуда взять дополнительные средства? Поэтому следующим важным вопросом будет: «за чей счет банкет?» А банкет может быть только за счет трудоспособных налогоплательщиков, и тогда вся эта затея сведется к взиманию «квазисоциального» налога на медицинское страхование, средства от которого будут управляться одним фондом, - уверен экономист.
К. Бондареко убежден, что медицинское страхование может дать отличный эффект, если будет полностью добровольным, когда гражданин сам будет решать, заключать ему соответствующий договор или нет, а разнообразие вариантов страховки будет ограничено только существующей конкуренцией на рынке страховых и медицинских услуг.
Все-таки заработает!?
НЕСМОТРЯ на множество проблем, противоречий и недоработок в законе, в руководстве страны надеются, что Закон таки заработает в срок.
Председатель комитета по социальному обеспечению и здравоохранению Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Хайринисо Юсуфи в интервью «АП» заявила, что в настоящее время изучаются все нюансы, которые не были учтены во время принятия Закона в 2008 году и принятия дополнений к нему в 2010-м.
- Я вас заверяю, что сейчас все усилия направлены на изучение и внедрение закона «О медицинском страховании в РТ» именно в 2014 году, и, думаю, он будет очередным шагом в реформе системы здравоохранения и на благо населения.
В начале двадцатого века во многих европейских странах был принят закон об обязательном медицинском страховании, который скрепил отношения трудящихся и предпринимателей, государства и его граждан. Согласно этому закону взносы за предоставление медицинских услуг частично оплачивали рабочие и предприниматели (от 25 до 40%). Государство также вносило свою лепту в систему оплаты предоставляемой медицинской помощи. В дальнейшем динамика финансирования определялась большим участием государства и его усиливающимся контролем данной сферы. Стремление к осуществлению контроля воплотилось в создании государственной (национальной, бюджетной) медицины. В таких странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и др., медицинское страхование постепенно трансформировалось в государственную медицину. В Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и многих других в большей мере развивается страховая медицина.
В России тариф страхового взноса - 3,6% фонда оплаты труда. Страхованием покрывается большинство медуслуг, но есть и внушительный список тех, которые предоставляются за дополнительную плату. Оценивают страховую медицину в России по-разному: кто-то доволен, другие говорят, что это не помогло искоренить поборы и существенно повысить качество обслуживания.
Правила комментирования
comments powered by Disqus