Моральные проблемы в обществе начали обостряться на закате советской эпохи и усугубились с приходом раннего капитализма.
Появление в казахстанском обществе так называемых «уятменов» (называющих себя блюстителями порядка и патриотами) — следствие идеологического и морального кризиса, особенно обострившегося после развала СССР. И концепция «уята» (набор негласных норм, определяющих, «что делать можно, а что стыдно») стала для таких людей попыткой выхода из этого кризиса. Такого мнения придерживается социолог Есет Есенгараев.
Как появились моралисты?
— В наше время люди пытаются найти какие-либо устойчивые моральные основания для жизни. В том числе и через апелляцию к некоторым традиционным казахским представлениям стыда, что характерно для казахскоязычной среды. Их иронично называют «уятменами», потому что донести свои взгляды они часто пытаются в упрощенно-агрессивной и нередко в комичной форме. Такие моралисты присутствуют во всех обществах и странах, — отмечает он.
Зачастую традиционные моральные нормы не могут органично вписаться в современные реалии и требуют пересмотра. Но для этого нужна сложная религиозно-философская традиция.
— Когда интеллектуальная мысль не в состоянии выработать новую концепцию морали, которая была бы адекватна современным требованиям, происходит попытка утвердить ее старую версию. При этом они считают ее абсолютно верной и не зависящей от временных особенностей. То есть моралисты пытаются придать вневременный статус морали, имеющей исторический характер, — считает Есенгараев.
— Сегодня мы наблюдаем последствия провала, который произошел еще во времена СССР. В Советском Союзе было блокировано развитие философии, очень сильно ограничивалось распространение религиозной мысли, поэтому и не происходило адаптации морали к изменениям в обществе, — уточнил социолог.
Как следствие, в 70-80-е годы в СССР все больше обострялись моральные проблемы.
Люди не могли понять, как соответствовать советским моральным стандартам и в то же время ориентироваться на общество потребления, ценности которого все больше стали проникать в их жизнь. Но так как они на тот момент жили в более или менее закрытом государстве, у них все же было гораздо меньше моральных искушений, чем сейчас, — считает Есет Есенгараев.
Сегодня перед гражданами все чаще встают вопросы:
- как жить?
- Что правильно и не правильно в этой жизни?
- Что стыдно, а что не стыдно?
«Уят» не вписывается в новый формат
Социолог утверждает, чтобы найти верные ответы, согражданам не хватает теоретических знаний. А предлагаемые «уятменами» ориентиры не соответствуют современной эпохе. Ведь любая мораль в процессе развития общества усложняется и либерализуется.
Не может быть так, чтобы в обществе все институты развивались, а мораль оставалась на уровне 15 века. Моралисты склонны еще и причислять определенные поведенческие модели к «исконно казахским» или «исконно русским». Но не существует «казахскости» или «русскости» как таковой.
— То, что они имеют в виду, это исторические состояния, которые были присущи казахам, русским или монголам со шведами на каком-то этапе. Наряду с мифами об «исконных казахских качествах» все мы помним миф про «русскую душу», где особо выделены такие качества, как совестливость, душевность, жертвенность, открытость. Но разве представители других народов и этносов ими не обладают? Все это лишь исторические черты, а не уникальные сущности, присущие определенному народу, — замечает он.
Нужны интеллектуалы
Есет Есенгараев подчеркивает, что доносить до людей набор базовых принципов в неупрощенном виде должны представители «зиялы каум» — интеллигенции.
— Развитие морали в обществе — процесс не автоматический. Требуются постоянные усилия со стороны интеллектуального сообщества. Но мы, к сожалению, сегодня не можем назвать авторитетов, которые способны были бы утвердить новую, более сложную концепцию морали, — говорит социолог.
По его словам, в Казахстане некоторые известные в публичном поле люди, считающие себя интеллектуальными лидерами, вместо того чтобы влиять на формирование нового мировоззрения у общества, заявляют, что новую концепцию «уята» должно формировать государство, тем самым сбрасывая с себя ответственность.
— Религиозные служители также не справляются с этой задачей. А в светском государстве тем более должна быть светская концепция морали, но пока разработать ее некому. В ситуации, когда интеллектуалы не могут удовлетворить спрос на современные моральные концепции, становятся все более популярными упрощенные версии морали, разновидностью которых и являются уятмены. Из-за узости своего мышления они склонны считать, что все, что не вписывается в их картину мира, является неверным.
Последствия «уята»
Учитывать нужно и то, что человек существо социальное. Часто страх «потерять лицо» перед сообществом становится выше общечеловеческих норм и биологических инстинктов. Так, например, участились случаи, когда выбрасывают новорожденных, чтобы избежать осуждения окружающих.
— Человек готов рискнуть здоровьем и жизнью (ребенка в том числе), лишь бы не выйти за пределы «уят-стандартов». При этом эти самые «уят-стандарты», по словам Есенгараева, ориентируют людей в основном на какие-то внешние проявления.
— Некоторые считают «уятом», когда человек, условно говоря, не ведет себя или не выглядит так, как выглядят другие, не соответствует внешним атрибутам «правильного». При этом не задумываясь о более важных нравственных качествах.
— Почему, к примеру, эти моралисты не считают постыдным плохо работать и быть малообразованными. И почему-то это не входит в концепцию «уята».
«Уятменам» лучше задуматься над тем, почему Казахстан не ассоциируется с высоким уровнем профессионализма, образованности, почему мы не входим в число развитых стран мира? — задается социолог вопросом.
По его словам, моральные представления постсоветского общества, в том числе и их казахская версия в виде «уята», должны стать более соответствующими требованиям современного развития.
Правила комментирования
comments powered by Disqus