Khanbogd, Монголия - обширный медно — золотой рудник Ою Толгой (Oyu Tolgoi) в дикой местности пустыни Гоби может поместить эту бывшую коммунистическую страну на международную карту горнодобывающей промышленности.
Эксперты англо-австралийской горнодобывающей компании Rio Tinto ожидают старта коммерческого производства уже в этом месяце и начало экспорта медно-золотого концентрата к концу июня — в ожидании одобрении монгольского правительства, имеющего 34-процентную долю в проекте.
Ою Толгой — что по-монгольски значит «Бирюзовый холм» и известен просто как «ОТ» — по прогнозам будет производить около 450 000 тонн меди и 330 000 унций золота в год, как только выйдет на полную мощность в 2020 году.
Горы меди в пустыне Гоби добывались ещё в 13-ом столетии во время правления завоевателя Чингисхана, основателя Монгольской империи, которая когда-то простиралась от Японского моря до Восточной Европы. Сегодня многие в малонаселенной стране, которая стала демократией после демократической Революции в стране, положившей конец коммунистическому правлению в 1990 году — надеются, что OT и другие новые шахты помогут развивающейся стране снова подняться.
Объем производства в стране, не имеющей выхода к морю и зажатой между Россией и Китаем, уже повышается на начальных фазах мега-проекта. Баянжаргал Бямбасайхан (Bayanjargal Byambasaikhan), председатель Делового совета Монголии, назвал OT в качестве причины для двузначного роста ВВП Монголии в 2011 и 2012 годах — одного из самых высоких в мире.
Джек Сато из Rio Tinto, исполнительный директор Oyu Tolgoi, сказал, что шахтапо прогнозам может проработать в течение по крайней мере 50 лет. «Oyu Tolgoi — самый большой фактор в получении предсказанного двузначного роста в стране в ближайшие годы», — сказал Сато. «И к 2020 году OT, как ожидают, будет произоводить одну треть монгольского ВВП».
Марк Кросби, адъюнкт-профессор в бизнес-школе Университета Мельбурна, сказал, что производство меди на шахте OT будет, вероятно, составлять три процента глобального производства. В то время как шахта, вероятно, не окажет значительного воздействия на мировые цены, Кросби описал Ою Толгойкак «очень важную шахту для Монголии».
Экономическое динамо
Операторы шахты провозгласили Ою Толгой как имеющий потенциал для преобразования экономики Монголии.
Сато сказал, что OT создал 12000 рабочих мест для монголов во время строительства и что персонал будет состоять на 90% из монголов, когда начнётся промышленная добыча. Он добавил, что Ою Толгой принёс правительству более $ 870 млн. в виде налогов и других сборов, принёс контракты на более $ 1,1 млрд монгольским поставщикам и инвестировал $ 126 млн. в сферу образования и программы профессиональной подготовки в Монголии.
Проект добычи может стимулировать развитие инфраструктуры,которая остается проблемой для этойразвивающейся страны.
Бямбасайхан , председатель Делового совета Монголии, советник президента Монголии по вопросам транспорта и электроснабжения, настаивает на том, что доходы от шахты должны быть направлены на развитие инфраструктуры Монголии.. «OT будет подталкивать эти вещи, но доходы от OT помогут финансировать дальнейшее развитие инфраструктуры», — сказал он.
Прозрачность, сказал Бямбасайхан, будет ключом к успеху для этих проектов и он советовал Монголии изучать то, что он описал как прозрачнее, весьма успешное государственно-частное партнёрство.
"Лакмусовой тест "
То, как мегапроект будет управляться, также повлияет на готовность инвесторов вкладывать деньги в Монголию в будущем.
«Иностранные инвесторы внимательно следят за тем, как монгольское правительство управляет этим особым проектом, как за лакмусовым тестом на рассмотрение перспектив инвестиций в Монголию», — сказал Гэри Грэй, министр природных ресурсов и энергетики Австралии.
Карр Маккарди, президент и исполнительный директор по вопросам горнодобывающей промышленности Behr Dolbear, сказал, что неопределённость по OT была причиной того, почему Монголия опустилась до 11-го места в рейтинге 2013 Ranking of Countries for Mining Investment. «Неопределённость влияет на способность компаний получить доступ к международным фондам», — сказал Маккерди в интервью Al Jazeera.
Изменчивый политический климат страны, сказал он, серьёзно отразился на уровне прямых иностранных инвестиций. Однако, добавил Маккарди, инвесторы были заверены недавними правительственными шагами, такими как прохождение поправки в апреле к Стратегическому Закону об Иностранных инвестициях, которые сняли многие ограничения на доли зарубежных инвесторов, которыми те могут владеть в таких секторах, таких как горная промышленность.
«Правительство Монголии становится все более обеспокоеным замедлением DFI [прямых иностранных инвестиций] и уверяет инвесторов, что как только инвестиционноые соглашения вступят в силу, они будут необходимым образом выполняться», — сказал Маккарди.
Трэвис Гамильтон, управляющий директор investment advisor Khan Investment Management, сказал после встреч с премьер-министром Норовином Алтанхуягом (Norovyn Altankhuyag) и другими чиновниками, что его заверили относительно правительственной поддержке OT и поправок к закону об иностранных инвестициях.
Опасения
Не все оптимистичны, что шахта будет благом для Монголии, все же. Две официальных жалобы были представлены в World Bank's Compliance Advisor Ombudsman (CAO), независимый орган по рассмотрению жалоб и ответственностидля организаций частного сектора.
Первая жалоба, поддержанная монгольскими неправительственными организациями OT Watch и Gobi Soil, поставила вопросы о воздействии шахты на условия жизни кочевых пастухов и находится теперь в процессе урегулирования споров. Вторая жалоба была подана членами сообщества, обеспокоенными потенциальным воздействием шахты на соседнюю реку Андай (Undai).
Сато из Rio Tintoподчеркнул, что на шахте было минизировано воздействие на соседствующие общины, окружающую среду и наследие Южной области Гоби, отмечая, что ее работа контроолируется правительством и международными инвесторами.
«Мы следим за местным уровнем воды в партнерстве с пастухами и обязуемся принимать смягчающие меры, чтобы уровень не выходил за рамки обычных сезонных колебаний», — сказал Сато.
Он оценил, что OT будет использовать 20 процентов подземного солевого водоносного слоя, не связанного с местным водоснабжением, добавив, что Rio Tintoизвлекает и повторно использует около 80 процентов воды, расходуемой в процессе деятельности.
Президентские выборы
26 июня монголы пойдут на избирательные участки, чтобы выбрать нового президента, и аналитики ожидают, что OT будет ключевым вопросом.
Цахиагийн Элбэгдорж (Tsakhiagiin Elbegdorj), занимающий эту должность, как ожидается, победит. Бывший студент Горной школы Колорадо (Colorado School of Mines) выиграл предыдущие выборы после проведения кампании по распределению большей доли минеральных ресурсов Монголии отдельным монголам.
Лидер Демократической партии, который поднялся от скромного кочевника, чтобы дважды стать премьер-министром, является влиятельной фигурой, которую уважают в Монголии за его борьбу против коррупции и проведение компании в защиту окружающей среды и прав женщин.
Он обвинил Rio Tinto в апреле в перерасходе средств выше запланированных $ 10 млрд., которое горнодобывающий гигант опроверг.
Элбэгдорж получил поддержку со стороны парламентариев, когда он сказал: "Пришло время для монгольского правительства взять вопросы Ою Толгой в свои руки".
Соперники Элбэгдоржа — чемпион по вольной борьбе Бэдмааньямбуу Бэт-Эрдин от Монгольской народной партии, критик сделки по шахте и Нацаг Удвал от Монгольской народно-революционной партии, первая женщина, которая будет баллотироваться на главную должность страны.
/p
Правила комментирования
comments powered by Disqus