Итак, 14 апреля Казахстан не поддержал проект резолюции России с требованием осудить и прекратить агрессию в отношении Сирии и воздержался при голосовании в Совете Безопасности ООН. Событие неординарное, учитывая, что на протяжении всей постсоветской истории именно Астана позиционирует(ся) как стратегический союзник Москвы, в том числе, по вопросам, касающимся внешнеполитических приоритетов России.
Караул? Или случилось то, что неизбежно должно было произойти?
Голосование по российской резолюции состоялось 14 апреля, в ходе экстренного заседания, созванного после ударов США, Франции и Великобритании по Сирии минувшей ночью. За принятие резолюции проголосовали Россия, Китай и Боливия. Четыре делегации - Казахстана, Перу, Экваториальной Гвинеи и Эфиопии - воздержались.
Некоторые казахстанские СМИ указали Пекин в числе воздержавшихся при голосовании за проект резолюции. Видимо, чтобы сделать позицию Казахстана менее уязвимой для оценки из Кремля.
Кремль, впрочем, отреагировал сдержанно.Председатель Комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев выразился предельно «округло». «Почти без неожиданностей. И почти без комментариев. За исключением одной позиции. Не ожидал», — заявил К.Косачев. О том, позиция какой именно страны удивила сенатора, никто уточнять не стал. И так, впрочем, было понятно.
Тем временем министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов решил прояснить ситуацию с позиций Акорды.
Абдрахманов отметил, что казахстанская делегация осудила применение химического оружия в Сирии и призвала привлечь виновных к ответственности. «Вместе с тем Казахстан принял решение воздержаться при голосовании по двум причинам: во-первых, казахстанская сторона выступает за объективное, всеобъемлющее и тщательное расследование возможного факта применения химического оружия в Сирии под эгидой ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с участием всех заинтересованных сторон», — говорится в сообщении пресс-службы МИД Казахстана.
Тут важные слова про объективное и всеобъемлющее, что несколько контрастирует с решением коалиции нанести удар по объектам на территории Сирии до того момента как «тщательное расследование» даст какой-то результат.
Чудеса дипломатической эквилибристики – министр поддержал одновременно и Запад и Россию, причем в рамках одного процесса, но по разным трекам. Судя по тому, что ни Москва, ни союзники не проявляют готовности к немедленному компромиссу, у главы казахстанского МИДа и в дальнейшем будет немало возможностей для оттачивания слога в жанре нот и заявлений.
Впрочем, постпред Казахстана в СБ ООН Кайрат Умаров высказался в духе и тональности несколько отличной от риторики главы МИДа, «Каждый раз, когда мы видим рост напряжённости в этом зале, мы призываем действовать ответственно в соответствии с уставом ООН и международным правом. Кто ещё, если не члены Совета, могут продемонстрировать всему миру пример соблюдения принципов и положений устава»?
Вот это, нельзя не признать, действительно грамотно поставленный вопрос. Но только кто будет на него отвечать?
Астана как ко-спонсор сирийского урегулирования вероятнее всего приложит определенные усилия для того, чтобы вернуть ситуацию в переговорное русло. Вот только ресурсов для этого поворота практически не существует. Не только в плане глобального коалиционного раздрая, но и по степени влияния Казахстана на основные противоборствующие стороны. Как в плане сил внешних, так на внутрисирийский процесс.
Многовекторность хороша, когда молчат пушки. Как только они начинают говорить, для третьих стран всегда становится актуальным вопрос – «с кем вы»? Определитесь! Прям указывают некоторые эксперты и политики.
Увы, но так было, есть и будет…
Правила комментирования
comments powered by Disqus