В казахстанском обществе прочно укоренились мифы о недееспособности и неконкурентоспособности отечественного производства. В информационное пространство они транслируются в виде следующих расхожих суждений: «Наша страна ничего не производит», «Если в Казахстане и производится что-то, то эта продукция некачественная», «Казахстанская экономика и трудовые ресурсы не конкурентоспособны». Отличным примером бытования этих мифов служит сельское хозяйство.
Многие казахстанцы живут представлениями об отечественном агропромышленном комплексе как о тяжелобольной отрасли, которая по своим показателям не может выйти на уровень конца 80-х годов прошлого столетия. Бытует также мнение, что львиная доля сельскохозяйственной продукции в Казахстане выращивается в личных подсобных хозяйствах без соблюдения ветеринарных и санитарных норм и стандартов. Однако эти представления порядком устарели.
Сегодня Казахстан не только обеспечивает себя основными видами сельскохозяйственной продукции, но и с выгодой поставляет ее излишки на экспорт. Республика обеспечена зерном и является одним из крупнейших в мире экспортеров муки.
Страна полностью обеспечена такими традиционными видами мяса, как баранина и конина, а также экспортирует их в Китай. Кроме того, Казахстан практически полностью закрыл потребность внутреннего рынка в свинине – в республике производится 92 тыс. тонны свинины при 93 тыс. тонн ежегодного потребления. К тому же казахстанские животноводы намерены привлекать крупных иностранных инвесторов в создание свиноводческих кластеров с прицелом на экспорт мяса в Россию и Китай.
В Казахстане активно создаются птицефабрики мясного и яичного направления. За три последних года произошел скачок в яичном производстве: в 2015 году была полностью удовлетворена потребность внутреннего рынка в яйцах, при этом 20 млн штук яиц ушло на экспорт. В 2016 году за рубеж было продано 120 млн штук яиц, а в 2017 году Казахстан поставил на внешние рынки уже 280 млн яиц, 250 млн штук из которых – в Афганистан. Теперь казахстанские производители яиц ждут, когда перед ними откроется рынок Китая, куда они готовы уже сегодня поставлять 400 млн яиц ежегодно, нарастив объемы экспорта до 4 млрд штук.
Вместе с тем Казахстан до сих пор на 50 % зависим от импорта мяса птицы, часть из этих поставок составляет квота США на экспорт в республику замороженных окорочков. То есть это вопрос не столько экономический, сколько политический. Казахстанский рынок потребления этого дешевого и некачественного продукта из года в год сокращается, однако пока республика не может отгородиться от воздействия американского «окорочкового» лобби.
Тем не менее, в течение пяти ближайших лет местные предприятия готовы сократить зависимость Казахстана от импорта мяса птицы до 25 %. Это станет возможным благодаря введению в эксплуатацию птицефабрик в Малиновке и Макинке Акмолинской области производственной мощностью 20 тыс. и 50 тыс. тонн мяса птицы в год соответственно.
Если в Казахстане и имеются проблемы с производством продуктов первой необходимости, то это касается молочной отрасли. Республика ежегодно завозит около 600 тыс. тонн молока на сумму 250 млн долларов. В основном из стран-партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Однако все больше и больше в различных регионах страны открываются новые молочно-товарные фермы на несколько тысяч голов. В перспективе вокруг этих крупных хозяйств должны заработать малые «семейные» фермы на 100-200 голов молочного скота. Тогда постепенно, не сразу, эта зависимость начнет уменьшаться.
Причина этой зависимости заключается в том, что личные подсобные хозяйства, на которые ранее делалась ставка в молочном производстве, не в состоянии обеспечить объемы поставок молока на внутренний рынок, не говоря уже о качестве продукции. Поэтому переработчикам молока приходится искать сырье за пределами Казахстана. Сегодня очевидно, что хотя институт личных подсобных хозяйств сам по себе не плох – особенно с точки зрения самозанятости селян, их выживания – однако обеспечить бесперебойные и систематические поставки молока на товарный рынок он не в состоянии.
Что касается отрасли производства и экспорта говядины, то она окружена, пожалуй, наибольшим количеством мифов и домыслов. К примеру, бытуют представления о засилье говядины из Аргентины, Уругвая и Австралии на прилавках казахстанских магазинов.
Хотя Казахстан вот уже несколько лет как вышел на 100-процентное самообеспечение говядиной посредством деятельности откормочных площадок и мясокомбинатов. Лишь небольшая часть выращивается на личных подворьях – но это вчерашний день казахстанской животноводческой отрасли.
Сегодня производство говядины, поставляемой на внутренний рынок и на экспорт, преимущественно находится в руках крупных профессиональных хозяйств. В республике работают около 30 крупных откормочных площадок на 5-10 тыс. голов скота и 17 тыс. малых ферм по 200-300 голов. В нынешнем году Казахстан намерен экспортировать 15 тыс. тонн говядины, при этом перед отечественными животноводами стоит цель выйти на отметку в 60 тыс. тонн ежегодно.
Что касается импорта мяса, то такая практика распространена и в Австралии, и в Аргентине, и в Уругвае, которые поставляют говядину на внешние рынки в огромных объемах, однако зачастую вынуждены закрывать нужды своих переработчиков поставками извне.
Таким образом, представления о критической зависимости Казахстана от импорта продовольствия либо устарели, либо сильно преувеличены. За последние годы республика обеспечила себя продукцией первой необходимости и даже вышла на экспорт. Нагнетание тревоги вокруг обеспечения продовольственной безопасности в республике добавляет очки некоторым «диванным экспертам». Однако пришло время взглянуть по-новому на отрасль и заняться просветительской работой в этой сфере.
Правила комментирования
comments powered by Disqus