В китайской провинции Юньнань в апреле ликвидирован подпольный оружейный завод, изготовивший за восемь месяцев 700 тысяч пуль. Новость, конечно, удивительная. Особенно для тех, кто слышал, что иметь огнестрельное оружие обычным китайским гражданам строго запрещено. Нарушение этого запрета в Поднебесной может повлечь за собой самые тяжелые последствия. А тут не то что какой-то пистолет или охотничье ружье – целый завод обнаружили.
Встает, конечно, естественный вопрос: для кого именно лили пули на этом заводе? Версию о том, что местные патриоты так поддерживали китайскую армию или полицию, отвергаем сходу – те пользуются только легальной продукцией. Вряд ли народные умельцы хотели наводнить своими пулями соседние страны – за такое в Китае очень сильно не погладят по головке, дело может дойти даже до расстрела. Тогда что остается в итоге, и для кого все-таки производились боеприпасы?
Начать, пожалуй, можно с того, что в Китае есть какое-то количество любителей охоты, пусть и нелицензированной. Различные части тигра, медведя и некоторых других зверей обладают, по мнению китайцев, необыкновенной целебной силой и к тому же являются деликатесами. Все, начиная от лап и костей и кончая печенью и желчным пузырем, продается на черном рынке и стоит, как легко догадаться, немалых денег. Учитывая любовь китайцев к деньгам и разгул безработицы, неудивительно, что кое-кто решается идти на подпольную охоту, пусть даже за это и грозят реальные сроки.
Кроме того, надо помнить, что хотя социализм и победил в Китае, преступного мира там никто не отменял. И если кто-то думает, что китайские мафиози, как старинные японские якудза, решают проблемы при помощи мечей и сюрикенов, он глубоко заблуждается. Китайцы относятся к народам, которые очень высоко ценят эффективность. А пистолет в умелых руках, что там ни говори, гораздо эффективнее любого меча.
Отдельную категорию поклонников огнестрельного оружия составляют всякого рода пираты и контрабандисты. Провинция Юньнань, где был обнаружен подпольный оружейный завод, напрямую граничит с Лаосом и Мьянмой, то есть со странами знаменитого Золотого треугольника, откуда наркотики развозятся по всему миру. А там, где наркотики, там, само собой, и оружие. Потому что если контрабандист будет ходить с голыми руками, его товар заберет первый попавшийся хулиган, оставив незадачливого флибустьера втуне размышлять о превратностях судьбы-индейки.
Ходят слухи, что с оружием в Поднебесной балуются также некоторые молодые мажоры и просто безголовые сетевые хомячки, желающие придать себе недостающей мужественности. Тем более что и сбыт боеприпасов тут налажен вполне современно – через разные интернет-порталы и мессенджеры.
Еще одно основание изготовлять пули в провинции Юньнань – ее удаленность от столицы. Понятно, что чем дальше от центра, тем слабее государственный контроль. «Тянь гао, ван юань, – говорят китайцы, – небо высоко, правитель далеко».
Изъятое китайской полицией на подпольной фабрике оружие. Фото с сайта Gbtimes.com
Спасибо Дамо за науку
С использованием пуль в Поднебесной связан забавный исторический казус. Как многие, конечно, знают, чань-буддийские монастыри, несмотря на мирную репутацию своей религии, в свое время стали настоящим рассадником боевых искусств. Связано это было с рядом исторических причин.
Во-первых, тут было много странствующих монахов, которые ходили по дорогам страны, собирая милостыню для родного монастыря. Монах, за долгие месяцы насобиравший кругленькую сумму и носящий ее с собой, становился лакомой добычей для всякого рода разбойников и просто оборванцев. Таких монахов часто грабили и даже убивали – чтобы не разбираться потом с представителями закона. «Нет человека – нет проблемы» – эту максиму знали в Поднебесной задолго до того, как появился роман «Дети Арбата», где эту фразу произносит Иосиф Сталин.
Китайские монастыри также часто становились пристанищем разного рода беглецов, начиная от беглых преступников и проштрафившихся военных и заканчивая претендентами на императорскую корону. У этих людей нередко имелись могущественные преследователи, которые требовали от монахов выдать им своих врагов. Чтобы не потерять свою репутацию, монастырям приходилось отставить свою суверенность и защищаться, используя военную силу.
Странствующий монах-мастер кунг-фу. Иллюстрация с сайта Historyoffighting.com
Конечно, монахов совершенно не прельщала ранняя смерть, пусть даже она и сулила переход на новый уровень перерождений. И тогда монахи в монастырях стали активно практиковать боевые искусства, чтобы уметь дать отпор противнику и при необходимости отправить его самого путешествовать по колесу сансары. Согласно преданию, традицию эту заложил еще легендарный Бодхидхарма (кит. Дамо), живший в V-VI веках нашей эры основатель чань-буддизма и наставник монахов Шаолиньского монастыря. Именно от него ведет свою традицию знаменитое шаолиньское ушу.
Учитывая, что в монахи нередко шли бывшие военные или разбойники, желавшие замолить старые грехи, недостатка в наставниках боевых искусств братия обычно не испытывала.
Кроме рукопашного боя, особый интерес у монахов вызывало всякого рода холодное оружие и все, что могло стать таковым в умелых руках. В первую очередь это, конечно, относилось к посоху странствующего монаха, а также ко всякого рода короткому и гибкому оружию, начиная от метательных ножей и заканчивая какими-нибудь цепями. Такого рода предметы легко было прятать в широких складках рясы монаха, а использовать можно было внезапно и эффективно. Кстати сказать, сюда же относились и эластичные мечи, сделанные из столь гибкого металла, что ими можно было опоясываться – при этом рубили и кололи такие мечи не хуже обычных.
Так вот, легенда гласит, что когда в Поднебесной появилось огнестрельное оружие, монахи одними из первых оценили его эффективность. Однако таскать с собой громоздкие пищали и кулеврины им было как-то не с руки и не по статусу. К тому же заряжать все эти устройства требовалось довольно долго, так что фактически они являлись одноразовым оружием. И тогда монахи придумали, как им казалось, остроумный выход – стрелять пулями из лука.
Так появился шаолиньский лук, стреляющий пулями. Некоторые полагают, что такой казус стал возможен, поскольку монахи приписывали убойное действие самой пуле, а не скорости, с которой она вылетает из ствола. Понятно, что если попасть пулей из лука в глаз неприятелю, это вызовет у него весьма неприятные ощущение, но убить таким образом врага довольно сложно. Это понимали и монахи. Однако в качестве военной хитрости стрельба пулями из лука вполне годилась. Например, когда монастырь осаждали враги, можно было начать стрелять по ним пулями из лука, сопровождая все дело грохотом петард. Враг воображал, что против него выставлена армия, вооруженная огнестрельным оружием, и считал за лучшее ретироваться.
Кроме того, подобное нелетальное оружие больше соответствовало взглядам чань-буддистов, которым вообще-то запрещено было убивать живых существ и даже употреблять в пищу мясо животных. Так или иначе, мастера шаолиньской стрельбы пулями из лука сохранились до сих пор.
Девять длинных и девять коротких
Китайцы считают, что первое оружие появилось в Поднебесной еще пять тысяч лет тому назад. Некоторые даже уточняют время – XXI век до н.э. Оружием этим стал не топор и не какой-нибудь там бронзовый нож, а простейшее метательное устройство, нечто вроде пращи. Китайцы называли его шикуай, каменный кусок. К камню привязывали веревку, раскручивали и запускали все устройство в голову незадачливому противнику. Или просто размахивали этим камнем на веревке, стараясь уязвить врага побольнее.
Шикуай были обнаружены в археологических раскопах провинции Шаньси. Пословица гласит, что все гениальное – просто. Не только просто, но и долговечно, добавим от себя.
Праща-шикуай в действии
Этим изобретением китайцы пользовались до последнего времени. Как известно, во времена Большого скачка Мао Цзэдун объявил войну четырем вредителям: комарам, мухам, воробьям и крысам. Было это, как легко догадаться, делом чести, делом доблести и геройства. Однако ловить воробьев и крыс голыми руками даже юрким китайцам показалось несподручно. Сначала они гоняли врагов, стуча крышками в кастрюли, так что в какой-то момент весь Китай превратился в симфонический оркестр, исполняющий Пьера Булеза. Но скоро выяснилось, что авангардная музыка вредителей не берет. И тут-то на помощь и пришли старые добрые пращи-шикуай. Судя по тому, что воробьев тогда извели под корень и позже их пришлось выписывать из других стран, пращи оказались чрезвычайно эффективным оружием.
Пращу до сих пор используют также на праздничных представлениях некоторые китайские нацменьшинства. Правда, не для боевых целей, а исключительно для хорошего настроения.
За тысячелетия существования Поднебесной здесь были созданы сотни, если не тысячи видов и разновидностей холодного оружия. Согласно одному из канонов, настоящий мастер должен был владеть 18 видами оружия. Обычно это число связывают с 18 архатами – учениками Будды.
Внутри этого канона есть свои классификации. По одной классификации виды оружия делятся по длине: 9 длинных и 9 коротких. В соответствии с другой считается, что из 18 пунктов лишь 17 представляют собой собственно оружие, а оставшаяся разновидность – это бой голыми руками.
Согласно книге «Чжунго бинци цзячжоу тудянь» («Иллюстрированный справочник китайского оружия и доспехов») в число этих 18 входят следующие виды: лук, арбалет, пика, нож-дао (палаш с широким лезвием), меч-цзянь (прямой меч), пика-мао, щит, топор, секира, алебарда, железная палка с рукояткой, железная палка с ручкой, палица-чуй, бамбуковая пика-шу, вилы с двумя и тремя остриями, грабли-па, железный цеп с шелковой нитью и, наконец, руки мастера (а также его ноги, голова и любые части тела, которыми он может наносить удары).
Разновидности традиционного китайского холодного оружия
Есть версия, что на формирование списка из 18 видов оружия повлияла история 1449 года. Тогда отряд татар напал на крепость на северо-западе Китая и разогнал весь ее гарнизон. Император пришел в негодование и велел набрать самых отважных и сильных юношей и обучать их мастерству владения теми самыми 18 видами оружия – чтобы любителям нападать на китайские крепости впредь жизнь медом не казалась.
Женщина тоже боец
Кто традиционно использовал холодное оружие в Китае, кроме армии и полиции? В первую очередь, конечно, это были странствующие циркачи, они же – мастера боевых искусств. Эти люди выступали на храмовых ярмарках, на базарах и площадях, демонстрируя свое удивительное умение изумленному народу. Особенной популярностью в таких случаях пользовались разного рода фокусы с холодным оружием, при помощи которого циркачи демонстрировали не только умение убивать противника, но и свою неуязвимость.
Также оружие использовали охотники и рыболовы – при охоте на хищных животных и ловле большой рыбы. Не расставались с оружием охранники караванов. Про монахов – буддийских и даосских – мы уже говорили. Была также категория странствующих наставников боевых искусств. Их часто приглашали в богатые дома, чтобы они обучали отпрысков хозяина навыкам самозащиты и нападения. Обычно каждый такой наставник владел разными видами оружия, но славен был среди прочих каким-то одним, по которому часто получал прозвище, например, Ли Сокрушающий Топор или Ван Смертоносная Алебарда.
Вообще, владение оружием в старом Китае поэтизировалось, о нем слагались стихи и песни. Бывало, что мастерами оружия становились поэты и художники. Так, величайший поэт эпохи Тан Ли Бо (кит. Ли Бай) был известен как виртуоз меча и большой любитель выпивки. Легенда даже приписывает ему создание стиля «пьяного меча» – чрезвычайно сложного, зрелищного и опасного для противника.
Тан Ли Бо. Иллюстрация с сайта Britannica.com
Классические китайские романы «Речные заводи» и «Путешествие на Запад» полны боев с использованием самого разного вооружения. Царь обезьян Сунь Укун в совершенстве владеет волшебным шестом, который он отжал у морского Царя драконов, свинья Чжу Бацзе ловко орудует граблями, а Ша Сэн виртуозно управляется с коромыслом. Это лишний раз демонстрирует положение китайского ушу о том, что в руках мастера любой предмет может превратиться в грозное оружие.
В китайских монастырях по сей день можно увидеть огромное количество божеств в латах и с оружием. Вид их часто воинственен и страшен. Чего стоят хотя бы стражи четырех сторон света, хранитель буддийского закона Вэйто или даосский повелитель демонов Чжун Куй!
Надо сказать, что хотя женщин, обучающихся воинскому искусству, по понятным причинам всегда было меньше, чем мужчин, однако в мастерстве они мужчинам не уступали. Китайская история знает женщин, феноменально владевших оружием и боевыми искусствами в целом. Достаточно назвать тут имя славной воительницы Хуа Мулань или мастера боевых искусств Янь Юнчунь, которая, согласно преданию, создала знаменитый стиль виньчунь. Существовали даже наборы оружия для женщин, которое в этой версии делалось чуть более легким, но не становилось от этого менее опасным.
Вообще, многие виды и роды традиционного холодного оружия дошли до нас благодаря, в первую очередь, пекинской опере. Как известно, там хватает классических спектаклей, где задействовано самое разнообразное оружие. Так вот, до нас дошли не только само это оружие в виде театрального реквизита, но также и техники работы с ним – хотя, разумеется, несколько модифицированные, театральные. Однако даже по этим утрированным техникам подлинный мастер может восстановить реальные методы его использования.
И овощи нарезать, и врага зарубить
Кое-какие виды традиционного оружия можно увидеть, так сказать, воочию, если прийти с утра пораньше в какой-нибудь китайский парк, где во множестве тренируются поклонники ушу.
Правда, современное китайское ушу уже в меньшей степени ориентировано на оружие, чем это было еще сто лет назад. Мало кто теперь будет носить с собой в обыденной жизни копье или меч на случай, если вдруг понадобится сразить раздухарившегося супостата. Тем не менее, всякий уважающий себя адепт ушу, кроме рукопашных комплексов боя, изучает также и техники с оружием. В каждой школе обычно есть несколько видов излюбленного оружия, но некоторые, так сказать, являются лицом стиля. Так, в стиле тайцзи-цюань таким брендом стал прямой меч-цзянь. В багуа – огромный меч-дао величиной в рост мастера. В синъи-цюань это пика или копье. Каждый из этих видов оружия помогает развивать в теле тренирующегося силу, характерную именно для данного стиля.
Монах с разновидностью ножа-дао. Фото с сайта Chinesemartialstudies.com
Любовь к холодному оружию жива даже в тех китайцах, которые не тренируют ничего, кроме искусства быстро опустошать пиалы с лапшой. Так, в парках на ярмарках сегодня можно купить наборы детского холодного оружия. Убить им, конечно, вряд ли кого-то получится, но подбить глаз зазевавшемуся сверстнику вполне возможно.
Любопытно, что в народном сознании оружием по-прежнему остается не пистолет или карабин (находящиеся в Китае под запретом), а именно холодное оружие – широкий тесак, длинный нож, кастет. Каких-то 120 лет назад восставшие ихэтуани шли против пушек, пулеметов и винтовок, будучи вооруженными лишь мечами и пиками. Во времена гражданской войны в Китае в тридцатые годы XX века солдаты, которыми командовал Мао Цзэдун, также предпочитали винтовкам привычные пики и пращи. Это были в массе своей простые крестьяне, которых либо насильно поставили под ружье, либо они пошли воевать за кусок хлеба. Сделав несколько выстрелов и истощив магазин, они бросали оружие, считая его больше ни на что негодным. По воспоминаниям генерала Чжу Дэ, стоило больших трудов научить их перезаряжать карабины и стрелять снова, а не использовать их вместо палок или бросаться в бегство. Солдаты жаловались, что винтовки тяжелые, с ними неудобно ходить и еще неудобнее бежать с поля боя – то ли дело привычные мечи.
Излюбленным оружием повседневности современного простого китайца является тесак, он же – нож-дао. Им можно быстро нарезать мясо и овощи или зарубить несколько человек. Такие эксцессы время от времени в Китае случаются, хотя до последнего времени ношение ножей в публичных местах было там запрещено. Если у человека в кармане обнаруживали нож, он вполне мог получить реальный срок.
Подводя итог, можно сказать, что холодное оружие до сих занимает в жизни и сознании китайцев огромное место. И вероятно, эта ситуация будет сохраняться еще какое-то время, потому что привычки и традиции китайские сильнее любого прогресса.
Правила комментирования
comments powered by Disqus