Жители многих регионов Таджикистана давно забыли, что это такое — смотреть кино на большом экране. Еще в 1990-е годы система кинопроката в республике рухнула, и почти все кинотеатры прекратили работать. В прошлом году в Душанбе, помимо пары действующих кинотеатров, появился первый мультиплекс (многозальный кинотеатр, обычно в торгово-развлекательных комплексах), но дальше столицы это новшество пока не ушло. Даже в Худжанде — втором по величине городе Таджикистана (с населением полмиллиона человек) и административном центре Согдийской области — сегодня нет ни одного действующего кинотеатра. А во всем северном регионе с 2,5-миллионным населением функционирует всего один кинозал — в Аштском районе.
Негде посмотреть
Как говорит директор филиала унитарного госпредприятия «Точиккино» в Согдийской области Махмадназар Махкамов, в конце 1980-х — начале 1990-х годов на территории области функционировали более 200 кинотеатров и киноклубов. Большое количество киноклубов, которые принадлежали колхозам и совхозам, тесно сотрудничали с «Точиккино». На балансе Согдийского (бывшего Ленинабадского) областного объединения «Кино-видео-сервис» находились 22 зимних и 12 летних кинотеатров.
После распада СССР все киноклубы были ликвидированы, а летние кинотеатры распроданы и приватизированы. Оставшиеся зимние кинотеатры обветшали и нуждались в ремонте. В связи с этим по решению местных властей они были переведены с баланса «Точиккино» на баланс других организаций и учреждений.
Только в административном центре северного Таджикистана — городе Худжанде — раньше функционировали 10 кинотеатров. Кинотеатр «Таджикистан» решением властей был преобразован в Центр молодежи, «Ватан» — в Театр юного зрителя, «Октябрь» — в студию областного телевидения. Кинотеатр «Бахор» приватизирован, а «Пахтакор» разрушен. Летний кинотеатр «Маяковский» передан на баланс городского парка отдыха, «Садриддин Айни» разрушен, «Восход» преобразован в сезонный рынок, еще два — «Сырдарья» и «Комсомол» — снесены и разобраны под частные приусадебные участки.
«Сейчас в Худжанде не работает ни один кинотеатр, и руководство дочернего предприятия «Точиккино» по Согдийской области арендует рабочий кабинет в другом здании. Мы бы хотели вернуть бывшие кинотеатры города на свой баланс и восстановить их работу. Несколько раз по этому поводу мы обращались к председателю области, но пока этот вопрос не нашел своего решения», — говорит Махмадназар Махкамов.
В других районах области местные власти поступили так же, как в Худжанде. Кинотеатры «Мубораккадам» и «8 марта» в Исфаринском районе, «Фирдавси» и «Джавхари» в Истаравшане, «Рудаки» и «Октябрь» в Пенджикенте, «Космос» в Бустоне (бывший Чкаловск), «Комсомолец» в Бободжонгафуровском районе, «Пахтакор» в Спитаменском районе были приватизированы. При этом некоторые из переданных в частную собственность кинотеатров так и стоят бесхозными, часть переделана под торговые центры. Другие кинотеатры перешли на баланс районных отделов культуры, образования, молодежи и спорта. Кинотеатр «Дружба» в Джаббаррасуловском районе, летний кинотеатр «Космос» в Бустоне были снесены.
В настоящее время из двух сотен кинотеатров и киноклубов «Точиккино» принадлежит всего один — кинотеатр «Лола» в Аштском районе Согдийской области. Только он и работает по своему назначению.
Негде показать
Таджикский кинематограф сегодня не может похвастаться большим производственным потоком, но при всем скудном финансировании несколько художественных и документальных фильмов в год отечественные режиссеры все же выпускают. Однако показывать эти новые и старые, вошедшие в «золотой фонд» кинематографа, фильмы негде.
По словам директора киностудии «Сугдсинамо» Осима Осифпура, в Таджикистане на смену разрушенной советской системе кинопроката до сих пор не пришла новая, и все еще отсутствуют сетевые кинотеатры. «Раньше кинематографисты снимали картины, а их прокатом занимались другие специалисты. Сейчас вместо того, чтобы заниматься производством, мы сами вынуждены искать возможности проката своих фильмов», — сетует Осим Орифпур.
«Чтобы показать свой фильм зрителям, нам приходится просить руководство центров молодежи или домов культуры предоставить на несколько дней свои залы, — продолжает тему кинорежиссер Мухиддин Музаффар. — Но тут есть другая проблема. Та культура, которая сформировалась в советское время — коллективных семейных походов в кино — забыта. Прервана взаимосвязь между кинематографом и зрителем. Нам нужно заново прививать любовь к кино подрастающему поколению. Чтобы люди снова начали ходить в кинотеатры, необходимо создать в стране атмосферу потребности в кино. Для этого нужно снимать фильмы на высоком профессиональном уровне, они должны отвечать духовным и эстетическим требованиям наших современников. В этом направлении нужна поддержка государства, меценатов и предпринимателей».
Роль кино в Таджикистане сегодня недооценена, тогда как возрождение кинопоказов и культуры посещения кинотеатров могло бы стать подспорьем государству в художественно-эстетическом и идеологическом воспитании молодежи, считает журналист Равшан Касымов:
«В советское время часто в кинотеатрах показывали отечественные фильмы, пронизанные духом патриотизма. Смотреть их ходили целыми семьями. Кроме того, показывали много индийских художественных фильмов, таких как «Сангам», «Цветок в пыли», «Слоны мои друзья», «Бродяга», «Бобби», «Зита и Гита», «Танцор диско» — они вызывали в людях чувства симпатии, сострадания, сопереживания героям. В каждой стране создаются фильмы, имеющие воспитательное значение. Например, многие голливудские фильмы наполнены духом патриотизма и гордости за Америку. На фоне борьбы с экстремизмом и радикализмом, а также упадка многих нравственных ценностей роль кино сегодня возрастает. И в Таджикистане на этот ресурс нужно обратить внимание», — говорит Касымов.
Но пока потенциал «важнейшего из искусств» в Таджикистане используется мало, и восстановлением кинотеатров и системы кинопроката государство не занимается. По мнению эксперта в области киноиндустрии, пожелавшего остаться анонимным, многие существующие кинотеатры были приватизированы поспешно и проданы за копейки, без участия компетентных комиссий, которые должны были определить настоящую цену этих культурных учреждений.
В 2017 году в Таджикистане принята Государственная программа развития кино на 2018-2022 годы, а государственное учреждение «Тоҷикфилм» («Таджикфильм») было выведено из подчинения Госкомитета по телерадиовещанию и стало самостоятельной организацией. Новая госпрограмма, в частности, предусматривает реконструкцию кинотеатров, модернизацию кинопроекционного оборудования, восстановление системы проката фильмов. На реализацию этих и многих других мероприятий по оздоровлению отрасли кино (улучшение материально-технического оснащения «Таджикфильма», подготовка кадров и т.д.) государство выделяет на пять лет довольно скромную сумму в 15 млн сомони ($1,7 млн). Остальные средства предполагается привлечь из внебюджетных источников, то есть от лиц и организаций, заинтересованных в развитии индустрии кино в Таджикистане.
Если ограниченные возможности госбюджета не позволяют восстановить работу системы кинопроката, то власти могли бы поднять вопрос о том, насколько законно в свое время были приватизированы десятки кинотеатров по всей республике и почему многие из них так и остались в бесхозном состоянии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus