Уже много лет на мировом рынке в сфере энергетики доминирует американский доллар. Правда в последние годы по причине нестабильности этой валюты и желания стать «независимым игроком» руководство Китая стремится поменять эту ситуацию. Смена нефтянного доллара на юань может серьезно повлиять на обстановку в мире, не только в экономическом плане, но и в глобальном. Попытки осуществить это и перевернуть ситуацию с ног на голову уже наблюдались ранее:
- проект пан-африканского золотого динара М.Каддафи в Ливии
- продажа С.Хусейном нефти за евро
Новые попытки отказа от доллара
Но все эти попытки не привели к успеху. И теперь, по прошествии 25 лет, китайское руководство пробует реализовать свой план по осуществлению торговых операций нефтяными фьючерсами в юанях, которые затем будут конвертировать в золото на Шанхайской и Гонконгской валютных биржах.
Для начала реализации данного проекта специалистами Шанхайской фьючерской биржы уже проведены четыре моделирования такой торговли. Путь «нефть-юань-золото» будет независим от США, реализуется за счет введения дополнительного рынка фьючерсов для нефтяных марок «Брент» и WTI. Пока это сложно представить, всё это глобальный проект на будущее. Однако, уже сейчас на прошедшем в Сямыне саммите стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) эта инициатива Китая была единогласно поддержана.
На самом деле расширение юаня в мире уже началось с появлением программы «Пояс и путь» (ИПП). Такие мега-проекты в рамках этой инициаты Китая способны повлиять на обстановку на мировом рынке экономики:
- скоростная ж/д магистраль «Джакарта−Бандург», «Китай−Лаос», «Аддис-Абеба−Джибути», «Вегрия−Сербия»
- проект «Малаккские ворота» в Малайзии
- модернизация порта Гвадар в Пакистане
По оценкам банка HSBC, инициатива ИПП благодаря новым торговым маршрутам будет генерировать не менее 2.5 триллионов долларов доходов в год, что в корне меняет расклад сил. ИПП это торговые пути, которые связывают Восточный Китай с регионами Центральной Азии и Ближнего Востока. Однако, независимое будущее от нефтедоллара связано в том числе с рядом внешних факторов, например большую роль сыграет позиция Дома Сауда (мнение по этой инициативе Китая принца Саудовской Аравии М.бен Салмана).
Те государства, по которым американские экономические санкции ударили сильнее всего (Россия, Иран, Венесуэла), имеют конечно более сильную мотивацию по поддержке Китая. Упомянутые страны, кстати, обладают крупнейшими мировыми месторождениями газа и нефти, вот в чём причина, почему мы переходим на нефте-газовый юань, зная, что газ представляет собой энергию будущего в значительно большей степени, чем нефть. Иран и Венесуэла в особенности пострадали от своей изоляции от международной системы, которая не давала им серьёзно инвестировать в производственную инфраструктуру, и поэтому их потенциал в значительной мере не задействован. Есть и такие (Ангола, Нигерия) кто уже продает нефть и газ за юань. Неофициально правда, со всеми неопределённостями для производителей, которых тревожит будущее этой доли финансовых резервов. Но всё изменится с наступлением эры китайских фьючерсов, которые теперь приходят с ясными указаниями из поднебесной.
Если говорить о поддержке нефтеюаня странами-членами программы ИПП, не являющимися эскпортерами нефти (Пакистан), то здесь помощью видится простое исключение доллара США из двусторонней торговли. Министр планирования, реформ и развития Пакистана А.Икбал в данный момент намеревается это сделать. В дополнении ко всему страны ШОС и БРИКС также начали всё чаще использовать иную от доллара валюту в своих торговых операциях.
Для привлечения следующих игроков Китай внес в массы негласный лозунг: «Предпочтение получит производитель, согласный продать энергию за юань!». Мысли сразу наводят на Катар – страну, которая за последние два года осуществила транзакций в юанях на сумму около 90 миллиардов долларов США. Кроме того, наладившиеся отношения с Ираном, позволили начать совместную разработку крупнейшего в мире газового месторождения.
- В Иране месторождение называют «Южный Парс» (South Pars), в Катаре – «Норд Филд» (North Field). Крупнейшее в мире сверх гигантское нефтегазовое месторождение в центральной части Персидского залива с запасами в 14,2 трлн куб. м.
В связи с такими «вольными» действиями от ряда стран прогнозируется, что вскоре от США последует новый удар. Но как видится, государства уже привыкли к этому и адаптировали свою экономику к существованию с санкциями. Доллар по прежнему остается мировой валютой, но уже без того блеска, что ранее.
Правила комментирования
comments powered by Disqus