90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Правительство Таджикистана устраняет критикующих

12.06.2013 12:04

Политика

Правительство Таджикистана устраняет критикующих

Со стороны, кампания, направленная против критиков властей Таджикистана, может рассматриваться, как попытка устранить любое препятствие, способное помешать нынешнему президенту, быть переизбранным на предстоящих президентских выборах в ноябре. Но, по словам некоторых аналитиков – это беспокойство за свое долгосрочное выживание более связано со страхом, что внешние игроки, такие, например, как Россия, разочарованы лидером страны и хотели ли бы видеть ему замену.

Бывший министр промышленности Зайд Саидов был арестован 19 мая, спустя месяц после объявления о создании партии «Новый Таджикистан». Через шесть дней оппозиционные политики, правозащитники и медиа-активисты создали группу «Коалиция за демократию и гражданское общество», которая, в свою очередь, создала комитет в поддержку Саидова. И участникам группы сразу же стали угрожать.

Журналист Мавджуда Сохибназарова, член-учредитель «Нового Таджикистана» и участница «Коалиции за демократию и гражданское общество», заявила в интервью СМИ, что ей и ее семье угрожали физической расправой через Facebook и по телефону. В сообщениях ей было приказано покинуть партию и прекратить поддерживать Саидова. 28 мая ее допросили сотрудники ГКНБ по поводу ее членства в партии. Во время этой встречи, говорит она, сотрудники также пообещали расследовать угрозы в ее адрес.

Другой член коалиции журналист Рамзия Мирзобекова, работающая в ведущей газете «Азия Плюс», была вызвана повесткой в ГКНБ на следующий день. В интервью СМИ и в сети Facebook она рассказала, что ей задавали вопросы насчет Саидова и причинах, по которым она вступила в коалицию. Ее предупреждали о том, что определенные «внешние и внутренние силы» могут использовать ее ради собственных интересов.

Все это подтолкнуло еще одного члена коалиции, лидера Социал-демократической партии Рахматилло Зоирова к публикации открытого письма с осуждением давления, оказываемого на его коллег по коалиции.

Арест Саидова последовал за официальными мерами против Умарали Кувватова, который был вынужден уехать в Россию после того, как его бизнес был приобретен - а по его словам, захвачен - влиятельными представителями элиты. В прошлом году Кувватов создал «Группу 24», которая публично заявляла о коррупции в правительстве.

В декабре по требованию таджикских властей его задержали в г. Дубай по обвинению в противозаконном бизнесе. В апреле суд г. Дубай одобрил запрос об экстрадиции.

В начале года международная организация «Amnesty International» выразила беспокойство по поводу того, что если Кувватова насильно вернут в Таджикистан, он может подвергнуться риску пыток или других форм жестокого обращения.

Его адвокат Николай Николаев рассказал IWPR, что Кувватова задерживают до рассмотрения апелляции, назначенной на август.

В отличие от Саидова, Кувватов говорил о своей заинтересованности в участии в президентских выборах в этом году. Его поддержала группа оппонентов правительства за рубежом, и он искал поддержку среди многих таджикских избирателей, работающих в России.

Кувватов неоднократно заявлял, что работал с людьми, близкими к окружению президента, и угрожал опубликовать компрометирующую информацию.

Интерес к Саидову и Кувватову заключается в том, что они представляют молодое поколение политиков, которые могут оживить оппозицию.

Судебный процесс против Кувватова лишает его всех шансов на выборы, ведь согласно законодательству страны, в выборах президента не имеют права участвовать лица, признанные судом недееспособными или лишенные свободы по приговору суда. А контроль нынешнего президента над властью более-менее гарантирует его собственное переизбрание.

Правительство также пыталось добиться экстрадиции некогда влиятельного Абдумалика Абдуллоджанова, который в 1992-93 годах был премьер-министром. В этом случае, попытка провалилась, поскольку Украина, куда он прибыл из США, решила отпустить его.

По словам аналитиков, власти боялись не того, что Абдуллоджанов вернется в Таджикистан и будет участвовать в президентских выборах, а того, что он может оказать поддержку такому кандидату, как Кувватов. И самое главное, они боятся, что внешние силы, а именно Москва, ищут кандидата на замену Рахмону после двух десятилетий его правления.

«Ни тот, ни другой [Абдуллоджанов или Кувватов] сегодня сами по себе не являются крупными политическим лидерами и не располагают серьезной поддержкой внутри страны, - говорит политолог Парвиз Муллоджанов в интервью IWPR. – В то же время, существует мнение, которое возможно, разделяется и таджикским властями, что за спиной этих оппозиционеров стоят гораздо более серьезные значительные внешние игроки, располагающие как финансовыми, так и организационными возможностями, рычагами давления».

Муллоджанов говорит, что это усилило впечатление того, что таджикские оппозиционные группы в изгнании спонсируются иностранными правительствами, недовольными нынешними властями. «Здесь, возможно, и кроется объяснение стремлению таджикских властей по своевременной нейтрализации данной угрозы», - добавил он.

Ведущий эксперт по Центральной Азии в России Аркадий Дубнов отмечает, что нервозность таджикского правительства по отношению к «иностранному вмешательству» отражает события, происходящие в самой России.

«В Таджикистане власти не изобретают велосипед, они действуют подобно Кремлю, согласно логике любого авторитарного режима: оппозиция ему невозможна без иностранной поддержки, которую, конечно же, оказывают недруги [режима], - говорит он. - Забавно, что для Кремля это США, а для Рахмона - Кремль или близкие к нему российские структуры».

«Навальный учился в Штатах, у него остались связи там. Саидов, будучи министром, наработал связи в России. По логике «осажденной крепости», это означает, что за Навальным стоят американцы, а за Саидовым русские? Согласитесь, маловато для убеждения грамотного электората … », - сказал он.

Таджикистан зависит от России, как от союзника, в вопросах безопасности и экономики. Кроме того, там работает большая армия таджикских трудовых мигрантов, денежные переводы которых составляют большую часть бюджета страны.

В течение долгих лет Москва поддерживала Рахмона, но, по словам аналитиков, сейчас она все больше недовольна рядом его решений, как, например, задержкой ратификации соглашения по продлению присутствия российской военной базы и нежеланием Душанбе противостоять реэкспорту нефтепродуктов, которые россияне намерены поставлять по субсидированным ценам.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://iwpr.net/node/59276

12.06.2013 12:04

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
30,6%

уровень бедности населения Кыргызстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30