«Не имеет значения, в какой валюте пересчитывается государственный долг. Важна его структура и варианты использования этих денег», - доктор экономических наук, заведующая отделом экономических исследований Института стран СНГ Аза Мигранян рассказала StanRadar.com о текущем финансовом положении Киргизии.
По мнению эксперта, постоянные новости о росте государственного долга – это скорее журналистская тема, которая муссируется для того, чтобы «задать определенный тон и показать динамику».
«Поэтому вопрос рассматривается с разных сторон: то долг переводится в национальную валюту, то считается перед одним кредитором и так далее. На самом деле, первоочередными являются совсем другие показатели», - уточняет она.
Аналитик отмечает, что грань в 40% - 60% - 80%, о которой постоянно пишут СМИ - это грань условного технического дефолта. Чтобы понять, из чего складывается эта цифра и почему она привязана к показателям ВВП, эксперт предлагает вспомнить о понятии «финансовая ликвидность».
«Это способность страны обслуживать свои долги. То есть, страна должна в год производить столько продукции, чтобы ее хватило на покрытие долга и осталось на текущее потребление. Исходя из этих показателей, выведен уровень так называемой «красной черты» – 60% от ВВП уровень внешнего долга», - поясняет она.
И добавляет, что «позже этот критерий был снижен и уже стал применяться не к внешнему долгу, а только к уровню государственного долга».
Что это значит?
По словам собеседницы редакции, это значит, что когда страна достигает данного показателя, то с технической точки зрения, в текущем периоде у нее нет реальной возможности для покрытия этой суммы долга.
«Кроме того, долг не покрывается в течение одного года, а рассчитан на долгосрочный период. По факту, этот показатель очень условный, и его не выдерживают примерно 60% - 70% всех стран мира. В первую очередь, это касается США. Их уровень госдолга на сегодняшний день почти в два раза больше ВВП», - констатирует Мигранян.
Правила комментирования
comments powered by Disqus