Нужно всего лишь честно,
и не боясь однажды прямо посмотреть
в глаза горькой Правде,
без попыток увернуться, отмахнуться
- только так мы сможем справимся
с раздорами и проблемами
нашего многострадального народа
Если приложить некоторые тезисы книги Сергея Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» к Кыргызстану…
Об исламском ренессансе и идентичности
Традиционные общества реагируют двумя путями на столкновение с технологически и экономически превосходящей их культурой: либомодернизация, направленная на приспособление, в целях преодоления разрыва в развитии, либо — фундаментализм, который наиболее заметен в исламизме (политический или политизированный ислам). Его задача — стать равным Западу не путем усвоения западной культуры, но путем укрепления и развития собственных мировоззренческих и культурных оснований, основанных на Исламе. «Исламский ренессанс» — явление, которое носит сегодня глобальный характер и которое успело породить радикальные и экстремистские течения исламизма (С.Переслегин).
С точки зрения безопасности нашей страны необходимо принимать во внимание, прежде всего, следующее:
• Кыргызы в силу своей ментальности никогда не были и не будут склонны к использованию практик высоких богословских традиций. В советский период использовали минимум упрощенных, обрядово-бытовых форм. В послесоветский период фиксируется два направления:
- первое – чуждый модернизм в арабском или турецком виде
попытка привить богословские традиции, подчас в чуждой, для ментальности кыргызов, форме
и повысить уровень знания и начитанность, если не народа в целом, но групп активной сельской и городской образованной молодежи в текстах Корана,
одновременно финансово-морально поддержанный через движение призыва возврата к основам ислама («народный» даватизм),
и при отсутствии официального поощрения со стороны ДУМК культа поклонения мазарам и других традиционных для кыргызов форм поклонения и почтения святынь;
- второе - пугающая архаизация
при увеличивающем спаде образованности молодых постсоветских поколений в целом — возврат к религии в архаических формах, подчас имеющий одиозный и деструктивный характер.
Кстати, в активном поклонении мазарам и другим святыням замечены многие кыргызские политдеятели, не говоря о бизнесменах, подчас оно становится элементом их политкампаний. Что это попытка вернуться к традициям? Или все же просто популизм?;
• на этом фоне — в период трансформации и неустойчивого состояния страны — извне провоцируется влияние именно радикальных течений ислама, зачастую наиболее агрессивных иприверженных его транснациональной трактовке. А то, что оно уже единично действенно, свидетельствуют случаи, когда наши граждане оказываются в рядах тех, кто борется против официальных властей Сирии.
Для многих недостаточно быть гражданином страны, но гражданская идентичность по современным меркам соответствует национальности, в нашем понимании этнической идентичности. Наш регион «станов» четко обозначает эту связь (Кыргызская Республика, Республики: Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и наконец Туркмения).
Мировые религии, как ислам и христианство, преодолевают этничность. Однако очень часто происходит этнизация религии, когда религиозные обычаи становятся частью этнического (национального) самосознания. Именно поэтому постсоветские государственные деятели публично довольно механистически используют определение «мусульманские народы» — в отношении кыргызов, казахов, узбеков и других народов, а определение «христианские народы» — в отношении славянских народов.
О цивилизационной идентичности и центробежности
Но существует и цивилизационная идентичность, которая обладает большей значимостью, чем принадлежность к государству, а часто к нации и конфессии.
Особенно это существенно для обществ, переживающих «эпоху перемен». Кыргызы, как и казахи, принадлежат к Цивилизации кочевья, номадов, которая ныне прекратила свое бытие, но лишь «физически». Она пребывает ныне в сознании людей, и диктует правила поведения в обществе, нормирует обряды и ритуалы – то есть она все еще реальность. Это происходит, несмотря на давление пресса Времени — более чем столетний процесс оседания бывших кочевых народов на их исконной территории Центральной Азии и появления у них привычек оседлой жизни. Именно поэтому праздник Нооруза, поклонение Тенир-ата и Умай-эне присутствуют как естественный элемент в культурно-бытовой жизни кыргызов, а призыв-обращение в чрезвычайных обстоятельствах к духу предков, клятва-присяга на верность заветам Манаса – являются до сих пор действенным моральным ограничителем и регулятором общественно-политической жизни кыргызов.
Но кыргызы и казахи, находясь в пограничной зоне контакта с мусульманским суперэтносом, не могут не стать желанными объектами его влияния, тем более в нынешнюю эпоху Исламского ренессанса:
- тем более, когда они, перестав быть кочевым народом-войском, стали оседлыми нациями, живущими теперь и в городах, и потому ислам – религия оазисов и городов, стала для них более внятной и понятной, и зримой в повседневной жизни, в особенности после распада Союза, когда мечети стали появляться там, где никогда ранее не были;
- тем более, когда в апреле 2010 года кыргызы показали себя народом, придерживающегося идей справедливых Основ человеческой Жизни и способным к их жертвенной защите, отказываясь подчиняться аморальной и глубоко безнравственной власти. Та власть попирала многие исторические традиции кыргызов, и применила несвойственные в новой истории кыргызов публичные казни и расправы с политическими и просто активными оппонентами, и потому столь легко перешла к публичным расстрелам несогласных молодых людей на главной площади страны. Это поведение было расценено народом буквально как оккупация и возрождение кровожадных и тиранических традиций Кокандского ханства, с которым кыргызы имели весьма сложные взаимоотношения.
Однако этот гордый импульс стремления к достойному обновлению страны, был во многом бездарно истрачен кыргызскими политическими деятелями, склонные, в отсутствие харизматического и решительного лидера государства, к практике «разделяй и властвуй». Через манипулирование общественным мнением, разделяя сферы своего влияния, продвигая идеи якобы исконной борьбы «севера» и «юга», они в последнее время уже не чураются активно использовать способы рекрутирования своих сторонников призывами к родовой солидарности (в реальности пока еще фиктивной). Советский период искоренил начисто последнее, но не успел справиться с укрепляющимся явлением регионализма, в который «перетекла» родовая борьба, характерной для кыргызов во времена «царизма», да и до «доцарских». Но ныне часть общественно-политических деятелей, активно пропагандируя в своих целях санжыра, актуализируют и родовую солидарность, пытаясь ее возродить. Через СМИ формируются биографии политдеятелей с метками-привязками о родовой принадлежности, и навязываются истории о выстраивании управленческо-бюрократической горизонтали и вертикали власти в зависимости опять же от родовой принадлежности. Указание места рождения стало уже обязательной и уже, к сожалению, необходимой строчкой.
События на площади Таксим в Стамбуле показали возможность столкновения интересов двух поколений бизнесменов – «светских» и «мусульманизированных». Не секрет, что часть ныне успешных торговцев придерживаются именно основ ислама и у нас в стране. Завтра потребуется более надежное представительство их интересов в коридорах власти Кыргызстана. Произойдет ли тогда столкновение интересов у нас подобному в Стамбуле? Неизвестно, но то, что данной проблеме наши политики не придают ныне особого значения – очевидно.
Ислам и центростремительные силы
В знак протеста продолжения подобных центробежных явлений, активная молодежь, стремящаяся в целом к единению, как показали ошские события 2010 года, стала в поисках базы для единения уделять более усиленное внимание исламу. Именно после 2010 года идет взрывной рост количества прихожан мечетей. Столичные площади становятся малы для тех, кто хотя бы два раза в год, вспоминает, что он – мусульманин.
Но именно в это время, светская демократическая власть должна не упустить момент для пояснений по сложной и напряженной связи, чтоисламист – возможно и мусульманин, но не каждый мусульманин – исламист. С этим, наша власть пока не справляется. Власть применяет репрессивные методы пресечения деструктивных религиозных явлений, оставляя в стороне методы и способы, которые намного эффективнее вернут молодых неофитов ислама, хотя бы в лоно гражданственности. За скобками данной статьи оставим проблему искренних и лицемерных мусульман.
Но в нынешнем положении Кыргызстана, с ее слабостью общественных и государственных институтов, когда каждый остался сам с собой, без поддержки государства и его институтов, в такой работе должен быть отдан приоритет учета психологических факторов, с особенной остротой вставших после событий 2010 года:
• повышенное стремление отдельной личности найти опорный момент самоидентификации в крайне напряженных условиях современной жизни;
• надежда найти ответы на мучительные вопросы современности путем возвращения к традициям.
То есть речь идет об экзистенциальных основах нашего бытия и жизни человека. Именно поэтому необходима активизация психологической работы в столь деликатной сфере, как встреча с совестью наедине с самим собой, тем более, если она уже облачилась в религиозные одеяния надежд на лучшую жизнь.
Тем более, когда новая гражданская идентичность — кыргызстанец — до сих пор не сформирована и не принята населением страны. Это показали, например, и ошские события 2010 года. В то же самое время необходимо помнить и о том, что видимо гражданская идентичность – одномерна и потому недостаточна.
Правила комментирования
comments powered by Disqus