При всех выгодах сотрудничества с Китаем в головах казахстанцев сидит мысль об угрозе. Которую подогревают опытные манипуляторы.
Китай установил мировое господство в финансовом секторе: четыре крупнейших банка Поднебесной заняли первые четыре строчки ежегодного мирового рейтинга Top-1000 британского журнала The Banker. На фоне этого особенно парадоксально смотрятся вспышки синофобии, то и дело возникающие в Казахстане.
Мировая модель меняется
Политолог Булат Султанов делится своим видением ситуации. По его мнению, в настоящее время в мире идет разворот от прежних моделей финансового и экономического развития.
- Центр экономической тяжести и политической активности перемещается с Запада в страны не-Запада. Именно этим и объясняется усиление антикитайских настроений в Казахстане, впрочем, как и усиление антироссийских настроений в среде национал-популистов, — отмечает он.
Учитывая, что Китай сегодня — главный конкурент коллективного Запада, возникает вопрос в перестройке мировой финансовой системы.
- И страны не-Запада создают свои организации, понимая, что в одиночку бороться невозможно. Например: БРИКС, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.
Также была расширена Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Вхождение туда Пакистана и Индии превратило ее из региональной в глобальную. И эти организации будут делать все, чтобы меньше зависеть от Запада, — отмечает Султанов.
Почему Запад нацелился против Китая?
Проект «Один пояс — один путь», по словам Султанова, нацелен на то, чтобы ликвидировать монополию стран Запада на контроль за доставкой грузов морским путем через Тихий, Индийский и Атлантический океаны. И если морским путем грузы доставляются за 45 суток, то по сухопутному пути «Экономического пояса Шелкового пути» будут идти 10 суток.
- Этим и обусловлен взрыв антикитайской истерии. Другим термином и не обозначить названия материалов, то и дело фигурирующих в зарубежной прессе — «Красный дракон проснулся», «Китай стремится к мировой диктатуре» и так далее.
Стоит отметить, что в 2018 году по направлению «Китай — Европа — Китай» планируется перевезти транзитом через Казахстан 201 тыс. контейнеров. И в настоящее время прорабатывается вопрос о подключении Китая к северному морскому пути.
В недалеком будущем часть грузов, которые сейчас идут через Индийский, Тихий и Атлантический океаны, пойдут северным путем. Это нанесет еще больший удар не только экономическим, но и военно-политическим интересам США, — отмечает Султанов.
В чем разница между Китаем и США для Казахстана?
Политолог отмечает, что для Казахстана экономическое сотрудничество с Китаем сегодня особенно важно.
- Перечень совместных казахстанско-китайских проектов включает 51 единицу на общую сумму 27,7 млрд долларов. Сегодня уже реализовано четыре проекта на общую сумму 143 млн долларов в машиностроении, перерабатывающей, химической и пищевой промышленности, а также логистике в Павлодарской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях.
То есть совместные проекты с Китаем в основном концентрируются на переработке, в отличие от проектов с США, в основном сырьевых и нефтегазодобывающих. Реализация совместных с Китаем проектов позволит производить отечественную продукцию с высокой надбавленной стоимостью, которую можно ориентировать на зарубежные рынки. Часть пищевой продукции будет гарантированно экспортироваться в сам Китай, а мы будем на этом зарабатывать хорошие деньги. Плюс ко всему сотрудничество с восточным соседом способствует росту рабочих мест внутри страны. А еще от китайских предприятий мы получаем налоги, — говорит Султанов.
Зачем раздувается синофобия?
При всех выгодах сотрудничества с Китаем в Казахстане почему-то растет синофобия. По мнению политолога, ее растят намеренно, с целью:
- усиления антикитайских настроений в казахстанском обществе,
- срыва китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути»,
- чтобы ухудшить казахстанско-китайские отношения и в конечном итоге
- подорвать развитие экономики Казахстана и ухудшить социально-экономическое положение страны.
- Для лидеров транснациональных корпораций интересы населения Казахстана не играют никакой роли. Для них главное прибыль, — говорит Булат Султанов.
Сегодня с Китаем хотят сотрудничать многие страны. Например, в 2016 году Китай начал строительство сербского участка железной дороги, которая связывает Венгрию и Сербию. Это первая железная дорога, которую строит КНР в рамках европейского сотрудничества.
Самая ожесточенная борьба с Китаем — впереди
- Желающих получить китайские инвестиции много, но ресурс не бесконечен. А США направляет усилия на то, чтобы не дать Поднебесной развить инновационную и наукоемкую промышленность. И те вспышки торговой войны, которую США ведут против Китая, не самые последние. Самая ожесточенная борьба еще впереди.
И если сейчас странам Запада удастся сорвать попытки стран не-Запада реформировать мировую экономическую финансовую систему, мир вступит в полосу нестабильности, которая может перерасти во всемирный кризис.
Проблема Казахстана в том, что мы не имеем выхода к морским портам и для нас совместные с Китаем проекты — отличная возможность диверсифицировать свою экономику
И население нужно информировать об этом. Людям важно понять, что Китай не представляет угрозу, а его попытки ликвидировать монополию Запада только помогают нам. Я убежден, что рост синофобии в Казахстане сегодня — это заказ Запада, — заключает эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus