В распоряжении редакции Kaktus.media оказался очередной документ по альтернативной дороге Север - Юг. На этот раз контракт на осуществление надзора за строительством I фазы этой автодороги: участок Казарман - Джалал-Абад (291-433 км) и Балыкчы - Арал (183+500 - 195+486 км) - всего 154 километра.
Этот контракт заключался между Министерством транспорта и коммуникаций (ныне Министерство транспорта и дорог) с одной стороны и проектно-изыскательским институтом "Кыргыздортранспроект" с другой. Последний является государственной организацией при Минтрансе и, согласно контракту, проверяет качество дороги, которую строит китайская корпорация China Road & Bridge Corporation ("Чайна роуд").
Услуги "Кыргыздортранспроекта" оценены в $3 555 108. Вот так выглядит смета, по которой рассчитывали эту сумму.
Внимание редакции привлекли два факта, связанные с оплатой работы надзирающей организации:
- оплата идет за счет средств китайского гранта;
- оплата производится по статье "непредвиденные расходы" контракта, заключенного с "Чайна роуд".
Скриншот выдержки из контракта по техническому надзору за качеством строительства первой фазы альтернативной дороги Север - Юг. Контракт заключен между Министерством транспорта и "Кыргыздортранспроектом". Документ в полном объеме хранится в редакции
Объясняем, почему нас это удивило:
Оплата за счет китайского гранта
В этом факте, по мнению редакции, содержится коррупционная составляющая.
Кыргызстан получил деньги на строительство указанного участка альтернативной автодороги Север - Юг от Экспортно-импортного банка Китая. Общая сумма этого китайского кредита составила $399 989 041 (для того чтобы погасить кредит, Кыргызстан должен будет отдать Эксимбанку уже свыше $560 000 000 за счет бюджета).
По условиям соглашения средства сначала поступают на счета кыргызской стороны, а после перенаправляются подрядчику - китайской компании "Чайна роуд". Юридически в момент поступления на кыргызские счета деньги становятся также кыргызскими. Но по факту это все же китайские деньги, которые мы должны будем вернуть в полуторакратном размере.
Таким образом, выходит, что надзирающий орган получает оплату за счет Китая. Выгодно ли в таких условиях критиковать работу китайской компании, даже если она, допустим, ведется с нарушениями?
Несмотря на очевидный конфликт интересов, ни один из законов тут не нарушен. В Кыргызстане не существует нормы, которая бы регулировала вопрос оплаты инженерных организаций, проверяющих работу дорожных строителей.
Проверка как "непредвиденный расход"
В контракте, который заключали кыргызское Министерство транспорта и китайская "Чайна роуд", указано, что 1% ($3 999 890) от суммы китайского кредита будет храниться для оплаты "неожиданных работ, которые не включены в контракт, например, пучины, дополнительный дренаж и так далее".
Однако по факту эти деньги решили направить совсем на другое - на надзор за качеством работ, который является обязательным, а потому включить его в перечень "неожиданных работ" никак не получается. Разрешение на такое использование средств кредита выдавало Министерство финансов.
Любопытная деталь
Примечательно, что контракт с "Кыргыздортранспроектом" подписан на особых условиях - участникам запрещается рассказывать о его содержании на протяжении всего срока действия контракта и еще двух лет после этого.
Скриншот выдержки из контракта по техническому надзору за качеством строительства первой фазы альтернативной дороги Север - Юг. Контракт заключен между Министерством транспорта и "Кыргыздортранспроектом". Документ в полном объеме хранится в редакции
Правила комментирования
comments powered by Disqus