Американский дальнобойщик и лидер узбекского движения «Бирдамлик» Баходир Чориев может, но не хочет получить американское гражданство США. «Если у меня будет американское гражданство, то я не смогу стать президентомУзбекистана!» - признается мне Баходир.
Truck – как штаб узбекской оппозиции в США
Мы беседуем с ним, попивая из пиал ароматный чай, уютно расположившись за столом в его грузовике. К слову сказать, русский перевод слова truck - грузовик - не совсем точен. Truck – это громадная (без преувеличения, с дом) машина, управлять которой не легче, чем авиалайнером.
Свой truck Баходир превратил в передвижной агитационный пункт движения «Бирдамлик». В кабине оппозиционера есть интернет, факс, телефон, принтер и видеомагнитофон с DVD-кассетами об Узбекистане, микроволновка, холодильник, две кровати - то есть, практически все необходимое для политической деятельности и комфортного путешествия. Чтобы доказать, что узбекские женщины отнюдь не забитые восточные рабыни, Баходир научил водить грузовик и свою жену Ферузу (кстати, она уже третья узбечка - американская дальнобойщица!). И теперь они вместе колесят по дорогам США, проводя встречи как с местными узбекскими политическими эмигрантами, так и просто американцами.
Как признает лидер «Бирдамлика», с американцами работать очень сложно: им приходится очень долго объяснять, где находится Узбекистан. Понять далекое и загадочное азиатское государство американцам помогает вкусная узбекская пища, которую на походной газовой горелке готовит Феруза. Пообщавшись с супругами Чориевыми, многие из граждан США проникаются сочувствием и даже отправляют в Белый Дом письма с требованием «прекратить поддержку узбекского диктатора». Такие письма, как считает Баходир Чориев, очень важны. По его мнению, сегодня Вашингтон, стремясь создать свою военную базу в Узбекистане, откровенно заигрывает с Ташкентом, что существенно осложняет возможности осуществления революции в этой центральноазиатской республике.
«Мне кажется, что администрация США сделала ошибку, «поставив» на революцию в Кыргызстане. В первую очередь надо было помогать узбекским оппозиционерам. Узбекистан – самое большое государство в Центральной Азии. И революция у нас вызвала бы цепную реакцию во всем регионе. На мой взгляд, революцию в Узбекистане нужно было осуществить даже раньше, чем на Украине и в Грузии. Узбекская тирания гораздо жестче и сильнее, чем авторитарные режимы на Украине и в Грузии, и поэтому устранить ее нужно было в первую очередь. Теперь же, испугавшись цветных революций в других странах СНГ, Ислам Каримов усилил свои силовые структуры», - сетует на недальновидность Вашингтона оппозиционный узбекский политик.
Чистые демократы
«Конечно, очень жаль, что из-за преследований властей мне пришлось покинуть родину. Но с другой стороны, в некотором смысле, работать из-за границы даже лучше. С появлением интернета мир стал един и теперь уже не так важно, в какой точке земли ты живешь. Каждый день я общаюсь с членами моего движения в Узбекистане, координирую их действия. В Узбекистане бы меня давно убили, а здесь, как вы видите, я вполне бодр и здоров, и могу оказывать активное влияние на политическую ситуацию в Узбекистане», - убеждает меня Баходир Чориев.
Движение «Бирдамлик» выступает за создание в Узбекистане светского демократического государства. «Наше отличие от Народного движения Узбекистана (НДУ) в том, что мы против вооруженной борьбы, мы признаем лишь ненасильственную революцию. В отличие от НДУ мы чисто светская организация и не одобряем деятельность исламских радикалов в Узбекистане. Кстати, меня очень покоробило поведение лидера НДУ Мухамада Салиха: я предложил ему обсудить наши разногласия в прямом эфире радио «Озодлик» (узбекского отделения Радио Свобода), а он ответил, что не желает дискутировать с агентами СНБ. Но ведь политик не должен опускаться до личных оскорблений. Мухаммад Салих прекрасно понимает, что просто оклеветал меня», - говорит мне Баходир.
Определенные разногласия у «Бирдамлик»а есть и с движением «Бирлик». Так, Баходир Чориев не одобряет национализм и слишком радикальную позицию этой организации во время узбекско-киргизского конфликта на юге Кыргызстана. По его мнению, не следует обвинять в этой трагедии киргизский народ, так как конфликт был вызван социальными проблемами и разной степенью религиозности киргизов и узбеков.
Вера в деньги
Лидер «Бирдамлика» критикует другие оппозиционные движения за то, что они не уделяют достаточно внимания материальной базе. «Они нищие, как подвальные крысы! Как такие люди могут влиять на политическую ситуацию в Узбекистане – это просто смешно! К сожалению, деньги в политике играют не последнюю роль», - убеждает меня лидер «Бирдамлика».
Вера Баходира Чориева в силу денег легко объяснима. В юности он донашивал старую одежду отца и поклялся, что сумеет вырваться из нищеты. Побывав в доме одноклассника – cына врача, Баходир решил, что для богатства необходимо получить хорошее образование. С трудом говорящий по-русски семнадцатилетний юноша поехал в далекую и холодную Сибирь и поступил в Томский политехнический институт. Возможно, если бы не перестройка, то Баходир Чориев окончил бы жизнь обычным советским инженером. Но в новых условиях амбициозный молодой человек занялся бизнесом – это явно было его призванием. В 1999 году Баходир Чориев достигает вершины своей финансовой карьеры в Узбекистане - он становится владельцем акционерного общества Кеш, бывшего огромного животноводческого колхоза имени Калинина в Шахрисабзском районе Кашкадарьинской области. Увы, статусом крупного землевладельца он наслаждался всего десять месяцев. В 2000 году его обвинили в финансовых махинациях и приговорили к шести годам тюрьмы. «Все статьи против меня были сфабрикованы, это был чистый заказ. Властям просто не нравилась моя самостоятельность. От меня, например, требовали посадить хлопок, говорили, что это госзаказ, а я отказывался. Опять же, я не давал взяток. В Узбекистане бизнесмен с таким поведением неминуемо окажется за решеткой, но, увы, понял я это, лишь оказавшись в тюрьме», - признается Баходир. Через полгода Чориев был амнистирован, однако из тюрьмы он уже вышел убежденным противником узбекских властей.
Начало борьбы
«Меня просто вынудили уйти в политику. Если бы меня не лишили бизнеса, то я бы и не задумался, как несправедливо устроено узбекское общество. В тюрьме я понял, что в Узбекистане просто нет независимых бизнесменов, они всего лишь слуги Ислама Каримова. Я - человек действий и привык ко всему относиться серьезно. Выйдя из тюрьмы, я создал движение «Бирдамлик» и начал организовывать акции протеста против нарушений прав человека в республике», - рассказывает Баходир.
Увы, политическая активность нового оппозиционера закончилась в Узбекистане тем, что неизвестные вытащили его из машины, надели ему на голову мешок, жестоко избили, раздели до трусов и выбросили в бессознательном состоянии на свалку. Машину Чориева сожгли. «Я понял, что это последнее предупреждение от властей, и был вынужден уехать из республики», - поясняет лидер «Бирдамлика».
Американский бизнесмен
Оказавшись в США, Баходир Чориев открыл компанию по перевозке грузов «Кеш» (с тем же названием, что и у отобранного у него АО). Сегодня у него уже шесть грузовиков, одиннадцать водителей (десять узбеков и один киргиз), а в офисе работают две американки – бухгалтер и диспетчер.
К слову сказать, с названием фирмы иногда случаются конфузы. Кеш – это средневекое название Шахрисабза (родного города Амира Тимура). Однако произносится это слово так же, как английское cash – наличные. Поскольку очень многие американцы не в ладах с грамматикой, многие думают, что надпись kesh на грузовиках Баходира – это написанное с ошибками английское слово. Однако, это недопонимание оказывает и хорошую услугу лидеру «Бирдамлика»: именно с разговора о том, что такое Кеш, часто и начинается «просвещение» Баходиром американцев.
Работают узбекские дальнобойщики как проклятые, но и получают очень приличные даже по американским меркам деньги. Заработок в десять тысяч долларов в месяц в фирме «Кеш» не редкость. Сам Баходир Чориев является «играющем тренером», успешно совмещая руководящую должность с работой дальнобойщика.
Однако, как уверяет Чориев, бизнес для него лишь один из способов в политической борьбе. Львиную долю своих средств Баходир вкладывает в развитие своего политического движения. Отделения его движения есть в США, Европе, России и (подпольно) в Узбекистане. В США члены «Бирдамлика» регулярно проводят акции протеста возле узбекского посольства. Поездки с этой целью в Вашингтон стали для Баходира почти рутинным мероприятием. Его критикует и американские СМИ, которые по его мнению, обходят стороной чудовищное положение с правами человека в Узбекистане. Поэтому Баходир Чориев проводит пикеты и у Белого Дома, требуя объективного освещения в американских СМИ ситуации в далекой центральноазиатской республике.
Однако естественно, что наибольшее внимание лидер «Бирдамлика» уделяет своим единомышленникам на родине. Как человек практичный, Чориев считает, что его подполье не сможет успешно действовать без денежной подпитки. «Мы переводим деньги мелкими партиями, и проконтролировать такие переводы власти просто не в силах. Узбекистан – это не Россия, где для организации успешной революции нужны миллиарды долларов, в нищем Узбекистане вполне хватит и нескольких сотен тысяч. На мои деньги члены нашего движения в Узбекистане печатают на футболках надпись: «Долой диктатуру!» и покупают белые шарфы – символ нашего движения ненасильственного сопротивления. Последнюю такую акцию «белоленточников» члены нашего движения провели в декабре прошлого года в Ташкенте. В принципе, мы уже сегодня без проблем можем взять власть в Узбекистане. Но я считаю, что пока еще не пришло время. Я еще не сумел подобрать свою президентскую команду», - откровенничает Баходир.
Поклонник Махатмы Ганди
Уверенность лидера «Бирдамлика» в своей победе основана и на том, что революцию он собирается делать «научным» методом. «В своей борьбе я руководствуюсь принципами Махатмы Ганди о ненасильственной борьбе с тиранией. Я досконально изучил все работы по цветной революции, лично встречался с создателями этой теории - профессором Гарвардского университета Джином Шарпом и бывшим полковником отдела разведки армии США, ветераном вьетнамской войны Робертом Хелви. На мои деньги книга гарвардского профессора «От диктатуры к демократии» (великолепная инструкциями по свержению режимов) переведена на узбекский язык. Я также оплатил перевод на узбекский книги Роберта Хелви и фильма об осуществлении цветных революций в разных странах мира. Все эти переводы выложены на моем сайте в интернете. Эта информация чрезвычайно полезна для революционеров в Узбекистане. Я убежден, что при правильной организации ненасильственного сопротивления диктатура неизбежно падет», - убеждает меня Баходир Чориев.
Можно разделять или нет уверенность Баходира Чориева в скором успехе, но очевидно одно: жизненной энергии и целеустремленности этого человека можно позавидовать, а для узбекского политика эти свойства одни из главных. К тому же, учитывая настойчивость дальнобойщика, шансы, что в Америке ему удастся разбогатеть по-настоящему, достаточно велики, а для революции в Узбекистане, действительно, нужны не слишком большие деньги.
Как показывает опыт, ситуация в центральноазиатских странах меняется стремительно, а в случае узбекской смуты у Баходира Чориева уже есть надежная база: организованные сторонники в разных районах республики и денежные средства.
В любом случае, его пример показывает, что в мире интернета и Фейсбука богатый Запад оказывается очень удобным местом для претворения в жизнь идей политических иммигрантов. Сегодня оказавшиеся на Западе узбеки становятся серьезной политической силой, противостоящей Каримову не на подконтрольных улицах и в махаллях (кварталах), а в Америке и Европе, благосклонность которых так важны узбекскому президенту, и, особенно, его амбициозной дочке Гульнаре.
Теперь Исламу Каримову придется принимать в расчет не только деятельность узбекских боевиков вАфганистане, но и активность своих оппонентов на Западе. Причем, если узбекская оппозиция на Юге надеется в основном на автомат, то узбекские диссиденты на Западе больше доверяют интернету и доллару.
Напомним, что около полугода назад в Швеции было совершено покушение на знаменитого узбекского имама-диссидента Обида Назарова. Хотя имам и остался жив, он по-прежнему находится в коме. «Обид Назаров представлял реальную угрозу для узбекского президента Ислама Каримова. Если бы он остался в Узбекистане, то давно бы был бы убит или, в лучшем случае, оказался за решеткой. Из Швеции же Обид Назаров мог безнаказанно б критиковать узбекские власти, и это просто бесило Ислама Каримова. Все беженцы в Швеции однозначно считают, что покушение на имама совершили узбекские спецслужбы», - заявил мне по телефону из Швеции узбекский журналист и правозащитник Тулкин Караев.
Кстати, Баходир Чориев не исключает, что может повторить судьбу известного узбекского имама. «Было уже несколько случаев, когда неизвестные умышленно ломали мои грузовики, нанося мне существенный материальный ущерб. Для Америки такие случаи очень нетипичны. Я считаю, что таким способом узбекские спецслужбы пытаются лишить меня дохода, а следовательно - и снизить эффективность. Если же этот способ не поможет, то они могут прибегнуть и к более радикальным методам», - убеждает меня лидер партии «Бирдамлик».
Правила комментирования
comments powered by Disqus