90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

«Хотят ли русские войны»? Как казахстанские русские относятся к Путину и к его политике

23.08.2018 16:02

Общество

«Хотят ли русские войны»? Как казахстанские русские относятся к Путину и к его политике

Довольно часто звучит мнение, что казахстанские русские – «пятая колонна», которая в случае попыток реализации на территории нашей страны  сценариев, подобных украинскому, сразу же встанут «под ружье» для защиты интересов Кремля и его хозяина Путина. Насколько допустимы такие предположения, имеют ли они под собой хоть сколько-нибудь реальные основания? Можно ли русских Казахстана вообще считать некой монолитной общностью, силой, которую стоило бы бояться? Как они на самом деле относятся к Путину и к проводимой им политике? Попытаемся разобраться.

 Султанбек Султангалиев, политолог: «Если бы Путин был казахом, то наши националисты носили бы его на руках»

- Миф о «пятой колонне» усиленно продвигают идеологи казахского национализма, причем не  в публичных статьях на страницах СМИ, а через своих адептов- «восторженных идиотов», как я их называю, в социальных сетях. Вот так и формируется якобы общественное мнение, которое на самом деле создается жутко закомплексованными в национальном плане людьми через недоумков в интернете.

Почему это миф? Потому что те,  кто не воспринимал Казахстан как независимое государство, люди с имперским мышлением, уехали еще в 1990-е. Среди эмигрантов также очень много было тех, кто искренне любил свою Родину, но в силу социально-экономических обстоятельств решился на переезд и до сих пор ностальгирует по Казахстану. Здесь могилы их предков, здесь прошли их детство и юность, здесь остались друзья и родственники. Фактически их историческая родина не Россия, а Казахстан. Но что случилось, то случилось.

Собственно, сама теория российской агрессии против Казахстана –это опять-таки  миф. Мы с вами сейчас обсуждаем сказку, созданную ущербными в интеллектуальном плане  националистами - приемными детьми клоуна Владимира Жириновского.

Почему Казахстану не угрожает никакая агрессия со стороны великих держав (конкретно России и Китая)? Потому что в нашей стране завязаны интересы всех без исключения центров мировой силы - США, ЕС, РФ и КНР. Они все заинтересованы в том, чтобы статус-кво не был нарушен в пользу какой-либо другой стороны, не говоря уже о захвате территории. Путин и его элита уже обожглись на  Крыме, у Кремля забот выше крыши с Сирией, Донбассом, Приднестровьем и так далее…Товарищ Си безо всяких заморочек спокойно продвигает интересы китайских кампаний в нашей стране, Запад тоже имеет дивиденды от эксплуатации наших нефтегазовых месторождений. Зачем им разрушать прибыльное дело? Абсолютно незачем.

В экономике,  как и в политике, всегда главенствует прагматика, а не эмоции. Все информационные вбросы о якобы потенциальной агрессии России вроде поста «фейсбучного генерала» Ермека Нарымбаева,  бросившего семью здесь и прохлаждающегося сейчас в Киеве, - всего лишь попытки дестабилизировать казахстанский социум.

А что касается того, можно ли русских Казахстана считать силой, которую стоило бы бояться, то в нашей стране ни один этнос не является политической силой - даже казахи. Силой является бюрократия, которая, конечно, имеет явные признаки этничности, но это внешний и ничего не значащий показатель. Чиновник, у которого дети учатся за рубежом, родные лечатся в зарубежных клиниках, а счета , капиталы и основное имущество находятся на Западе, - гражданин мира, а не казахстанец… И кто-то наивно требует от них соблюдения национальных интересов  нашей страны? Мне просто смешно…

Казахстанские русские в политическом плане инертны и пассивны - это самая лояльная к президенту и достаточно весомая часть электората. Власть сама пилит сук, на котором сидит, придавая русскому этносу статус нации второго плана, от которой ничего не зависит. Не видя перспектив для себя, напуганные шумовым эффектом,  который создают националисты при явной поддержке отдельных влиятельных, но жутко политически близоруких личностей, русскоязычные уезжают из страны, и в итоге преданный электорат Нурсултана Назарбаева незаметно, но систематически уменьшается. Возможно, в этом есть какая-то историческая закономерность, но я с пессимизмом смотрю в будущее страны - при всём неприятии существующей реальности могу сказать, что эпоха Назарбаева вскоре покажется моим соотечественникам золотым веком Казахстана.

Что касается Владимира Путина, то ему симпатизируют не только русские Казахстана. Умело созданный российскими СМИ и политтехнологами имидж защитника государственных интересов, державодержца и народного президента весьма привлекателен. Путин публичен и доступен – разумеется,  это срежиссированная показуха, но народу (и не только в России) это нравится. Разница между имиджмейкерами и политтехнологами наших стран просто разительная. Если бы Путин был казахом, то наши националисты носили бы его на руках. Казахстан нуждается в своем национальном Путине, и если часть элиты этого не понимает по причине своей узколобой недалекости, то это уже её проблемы.

Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»: «Пятой колонной» может быть определенная группа людей, а не все представители какого-либо этноса»

- Как показывает политическая история и практика разных стран мира, «пятая колонна» представляет собой:

а) группу людей, являющихся сторонниками антиправительственных сил либо агентами иностранных спецслужб и занимающихся нелегальной подрывной деятельностью против властей своей страны. Как известно, данный термин возник во время гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. и олицетворял собой агентурную сеть формирований генерала Франко на территории, контролируемой республиканским правительством;

б) легально действующую организацию, выступающую, как правило, от лица определенной этнической или религиозной общности и ориентирующуюся на другое государство в ущерб своему. Таковой, к примеру, в 1933-1938 гг. была Судето-немецкая партия в Чехословакии, которая способствовала захвату этой страны гитлеровской Германией. В настоящее время в качестве «пятой колонны» Ирана можно рассматривать ливанское шиитское движение «Хезболла».

Из этого следует, что «пятой колонной» может быть определенная группа людей, а не все представители какого-либо этноса или конфессии. Дело в том, что  деятельность таких людей обусловлена не столько этнорелигиозными, сколько политическими интересами. Причем в силу этого обстоятельства в состав «пятой колонны» могут входить даже представители коренного этноса соответствующей страны. К тому же «пятая колонна» действует главным образом в ходе политических и военных конфликтов между определенными странами, а также вмешательства какой-либо страны во внутренние дела другой с нарушением ее суверенитета. То есть, речь идет о враждебных действиях одного государства против другого, и в таком случае «пятая колонна» является одним из инструментов.

С учетом всего этого считать граждан Казахстана русской национальности «пятой колонной» РФ необоснованно. Во-первых, нельзя всех, как говорится, стричь под одну гребенку. Если рассматривать Россию как политического субъекта, то, на мой взгляд, по отношению к ней русские, как, впрочем, и все остальные казахстанцы, делятся на три основные группы: сторонники, критики и равнодушные. Кто из них составляет большинство, а кто меньшинство, сказать трудно. Чтобы выяснить это, следует провести серьезное социологическое исследование. К тому же нет четких индикаторов, которые бы позволили объективно оценивать соответствующие отношения. Если, к примеру, люди смотрят какие-то фильмы и передачи на российских телеканалах, то это еще не значит, что они интересуются политикой Кремля и готовы ее как-то поддерживать. Или возьмем людей, уезжающих в Россию на ПМЖ. Многие из них делают это по личным (соединение с родственниками) или социально-экономическим (образование, трудоустройство, пенсии), но не по политическим соображениям.

Во-вторых, в Казахстане нет организации, которая бы выступала в защиту интересов русских граждан с политических позиций. В 1990-х таковыми были, в частности, движения «Лад» и «Русская община».  В 2001 году была даже создана Русская партия Казахстана, позже переименованная в «Соотечественник», но не прошедшая перерегистрацию в соответствие с новым законом «О политических партиях». В настоящее время насчитывается около 50 русских этнокультурных объединений. Однако практически все они занимаются вопросами сугубо социально-культурного характера, действуют под эгидой Ассамблеи народа Казахстана и придерживаются максимально лояльной позиции в отношении официального политического курса страны. По крайней мере, данный сегмент общественно-политической жизни Казахстана в достаточной степени контролируется властями.

Отдельной темой является неоднозначная ситуация в среде казачества, где, судя по материалам разных СМИ, внутри и между немногочисленными объединениями казаков происходят постоянные споры и конфликты по поводу руководящих должностей, имущества и т.д. Кстати, один из лидеров местного казачества Юрий Захаров и его соратники в свое время обвинили Россию в «геноциде казаков» в период Советской власти и потребовали от ее действующего руководства выплаты большой денежной компенсации.

В-третьих, Казахстан и Россия поддерживают не просто соседские и дипломатические, а союзнические отношения. Правда, время от времени в них проявляются недопонимание и разногласия по тем или иным вопросам. Но общая официальная линия Астаны и Москвы, нацеленная на расширение и укрепление двустороннего взаимодействия на долгосрочной основе, сравнительно быстро их сглаживает. В таких условиях  Россия объективно не заинтересована иметь у нас людей, которые бы своей явной или скрытой деятельностью расшатывали данную линию.

К русским казахстанцам и к их объединениям Россия относится, главным образом, с точки зрения «мягкой силы», предполагающей достижение внешнеполитических целей посредством реализации мер культурного, образовательного, научного и медийного характера. Соответствующую деятельность в Казахстане осуществляет представительство «Россотрудничества». При этом официально Россия признает местных русских своими соотечественниками. Такой же статус имеют проживающие в Казахстане татары, башкиры, чеченцы, балкарцы, карелы и представители других этносов, исторической родиной которых являются определенные субъекты РФ. Для России все они важны в плане содействия поддержанию и дальнейшему развитию сложившихся отношений с Казахстаном. Аналогичным образом наша страна относится к этническим казахам в РФ и других странах.

Представления о русских как о потенциальной «пятой колонне» Москвы наиболее выпукло проявились в 2014 году после известных событий в Украине. Выразители такого мнения считают, что они могут повести себя в Казахстане точно так же, как это сделали русские в Крыму и Донбассе. Однако это всего лишь гипотеза, основанная на факторе общей этнической принадлежности данных граждан Украины и Казахстана и не имеющая никаких серьезных доказательств. При этом не учитываются заметные различия в условиях развития двух стран, уровнях единства или разобщенности общества, особенностях государственного управления, этноязыковой ситуации, взаимоотношений с Россией и т.д.

Единственным положительным в этой ситуации моментом является то, что такое отношение к русским согражданам не носит в Казахстане массового характера. Да и сами любители порассуждать о «пятой колонне» вряд ли желают реализации в стране «украинского сценария», чтобы проверить свою гипотезу. У нас в сфере межэтнических отношений хватает критических моментов, требующих своего решения. Обострять их еще и безосновательными заявлениями из серии «что может быть, если…»  просто неразумно.

Нурул Рахимбек, политолог: «Потенциал «пятой колоны» не столь велик, но это лишь до тех пор, пока она не начнет подпитываться извне»

- Да, такая возможность существует, поскольку ситуация с межнациональными отношениями достаточно запущена.  Даже если обратить внимание на социальные сети, то не нужно никаких социологических исследований, чтобы увидеть разделение по национальному признаку. Когда поднимается вопрос, непосредственно сенситивный для казахов, то русские граждане нашей страны вяло участвуют в обсуждении и достаточно прижимисты на лайки. Почему это происходит?

Свой ответ на ваш вопрос я хотел бы разбить на три категории, связанные с формированием мировоззрения казахстанских русских. Первая  - политэкономическая ситуация в стране, вторая - потенциал казахстанских русских в плане влияния на политику, и третья - это подогрев их настроений со стороны РФ. Буду говорить откровенно, называя вещи своими именами, даже если они будут резать слух.

Начнем с того, что потенциал «пятой колоны»  на самом деле не столь велик, но это лишь до тех пор, пока она не начнет подпитываться извне - идеологически, методологически, финансово.

Очень часто именно от казахстанских русских приходится слышать комментарии вроде «за двадцать с лишним лет независимости казахи не смогли построить своего государства». Спрашивается, а где были русские? Кто не давал им возможности участвовать в строительстве независимого государства? Если взять «земельные митинги», то ими были охвачены фактически только казахи, как будто русские не являются гражданами республики. Когда в «Фейсбуке» разгораются споры вокруг казахского языка или темы Ашаршылык, вы не увидите ни одного лайка или комментария от русских граждан. И даже наоборот, ряд пророссийски настроенных местных СМИ противостоят национальной самоидентификации страны.

Самоустранение от политики и от формирования гражданского общества и есть показатель пассивности русского населения. И именно по причине этой пассивности я полагаю,  что угроза возникновения «пятой колонны» преувеличена. Плюс нет определенной организационной структуры. В то же время надо отметить, что в Казахстане присутствует благоприятная питательная среда для произрастания российских имперских настроений. Скелет есть, а нарастить на него мясо  - вопрос техники.

Политэкономическая ситуация влияет на уровень доверия граждан к системе и на темпы их оттока из страны. Если казахи готовы терпеть все невзгоды переходного периода, то русские начинают чувствовать себя отчужденными, но при этом не выражают открыто свою гражданскую позицию.  Невозможность влиять на политику порождает недовольство, и тогда русские начинают искать защиту на стороне. Но «отмазки» типа «нам не дают, казахи позанимали все ключевые посты» не принимаются, поскольку позанимали их представители семейных кланов, тогда как простым казахам тоже приходится несладко. При условии активных шагов со стороны РФ русские могут, как вы говорите, встать под ружье, но это произойдет не столько в силу каких-то прямых симпатий к Путину и к России, сколько вследствие своего неучастия в управлении страной.

Что касается подогрева внутриполитической ситуации и настроений русских в Казахстане, то это стратегически важный для нашего северного соседа вопрос. Россия заинтересована в том, чтобы в Казахстане не было полноценного экономического и политического развития, поскольку в таком случае ей будет легче нас контролировать. Если наша страна пойдет по пути истинной независимости, то РФ попытается создать экономические препоны, чтобы потом через недовольных граждан реализовывать свои цели.  В Украине все тоже произошло не за одну ночь. Помню, что еще в 2005 году, когда мы наблюдали за выборами, там активно будировалась тема ностальгии по СССР, не говоря уже об открытой поддержке подконтрольного России кандидата в президенты. Сегодня в нашей стране орудуют представители пророссийских информационных агентств, Интернет заполнен информацией об утраченных территориях, якобы принадлежавших ранее России. Это и есть манипуляция общественным мнением.

Три основных фактора, которые способны решить проблему,  - это самоидентификация Казахстана, развитие казахского языка и партисипативная демократия.

Максим Крамаренко, председатель ОО «Республиканское славянское движение «Лад»: «Будете ли вы поджигать дом соседа, зная, что ветер может подуть в вашу сторону?»

- Давайте начнем с того, что «украинский сценарий» писался не в Кремле, а где-то западнее, за океаном. И направлен он был, как известно, против проекта евразийской интеграции, предложенного президентом Назарбаевым. Еще в 2012 году Хиллари Клинтон, на тот момент госсекретарь США, заявила, что ее страна будет противодействовать реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве. Киевский майдан 2013-2014 гг. с приходом к реальной власти на Украине нацистов – один из этапов большого сценария по геополитическому конструированию, который направлен  против экономического процветания всех стран, входящих в Евразийский экономический союз. Мы это ощутили с вводом санкций в отношении нашего северного союзника – России.

А ситуация на юго-востоке Украины с кровопролитием и уничтожением мирного населения – это одна из задач наших заокеанских оппонентов. Результатом должно стать появление линии раскола между двумя братскими народами. Это уж точно не цель Кремля, который, во-первых, поддерживает проект казахстанского лидера по восстановлению экономической кооперации между бывшими советскими республиками. Ну и, во-вторых, не в интересах Кремля создавать на своих рубежах очаги нестабильности, а затем еще нести убытки, предотвращая гуманитарную катастрофу: размещать на своей территории беженцев и оказывать помощь жителям Донбасса. И то, что там, на юго-востоке Украины, люди взялись за оружие, является следствием того, что их желание говорить на своем языке и сохранить свою культуру хотели «погасить» карательными операциями как силовиков, так и боевыми подразделениями националистических украинских организаций. Очевидно, что люди на Донбассе «поднялись» не по приказу из Кремля, а в силу собственного желания защитить себя от возможных этнических чисток. Россия же пытается их защитить, используя только дипломатический инструментарий.

Понятно, что противники постсоветской реинтеграции хотят прочертить такую же разделительную линию между Россией и Казахстаном. Но у нас перед глазами уже есть негативный опыт «украинского сценария», и я думаю, что никто -  ни казахи, ни русские, ни другие этнические группы, живущие в Казахстане - не захочет «разжечь» пожар национальной или конфессиональной нетерпимости. В настоящее время в республике действуют более ста различных этнических объединений русских и других народностей, исторической родиной которых является Россия, и ни одна из них не преследует цель нарушить конституционный строй и территориальную целостность государства.

Да, наше объединение «Республиканское славянское движение «Лад» выступает, например, с критикой введения латиницы, поскольку мы считаем кириллицу нашим общеевразийским достоянием, как и русский язык. Мы настороженно относимся и к введению трехъязычия в систему школьного образования, потому что это приведет к снижению уровня владения русским языком среди казахстанцев. Но вся эта критика высказывается в русле конструктивной дискуссии, к тому же ориентиром в защите этнокультурных прав для нашего объединения являются не какие-то мифические «приказы из Кремля», а нормы международного права и рекомендации ОБСЕ в соответствующей сфере.

К этому стоит добавить, что есть не один десяток русских и казачьих объединений, вошедших в АРСК (Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций), которые, насколько мне известно, всецело поддерживают перевод казахского языка на латиницу и внедрение трехъязычия. Русские, которые уж совсем неуютно чувствуют себя в Казахстане, переезжают в Россию, где принята соответствующая программа содействия переселению, а сейчас рассматривается еще ряд законодательных инициатив, направленных на упрощенное получение гражданства при переезде.

То есть сама же Россия за счет репатриации своих соотечественников на родину опосредованно снижает градус возможного недовольства среди русских в нашей стране.   

Исходя из этого, глупо считать нас «пятой колонной» Кремля. Казахстан - наш общий дом, поэтому ни «Лад», ни организации, входящие в АРСК, ни какие-то еще другие не будут его разрушать. Это, еще раз повторюсь, и не в интересах России. Будете ли вы поджигать дом соседа, с которым у вас есть общее дело, во что вы тоже вкладываете свои средства, при этом зная, что рано или поздно ветер может подуть в вашу сторону?!

Ярослав Разумов,  независимый журналист: «Все постсоветские годы русские демонстрировали лояльность к Казахстану»

- Меня за последний год третий раз просят дать комментарий на эту тему. Неужели мнение о «русской пятой колонне» действительно так распространено в казахском обществе? Если смотреть на факты, то это странно.

По поводу межгосударственных отношений. Россия и Казахстан как были, так и остаются союзниками в рамках известных структур. Отношения между лидерами стран производят впечатление очень дружественных. Казахские олигархи без проблем приобретают в РФ весьма ценные экономические активы.  Россия среди стран, имеющих крупные казахские диаспоры, на последнем месте по масштабам репатриации оралманов в Казахстан (наоборот, как известно, казахи из РК уезжают туда на ПМЖ). Большая часть казахстанского экспорта идет на мировые рынки через РФ, и идет без проблем (на постсоветском пространстве мы знаем и иные примеры). Антиказахстанские заявления никогда не делались серьезными российскими политиками, только маргинальными, не имеющими реального политического влияния, даже при внешней значимости их постов. Пограничные вопросы между РФ и РК были решены в 1990-х без каких либо серьезных трений. Москва традиционно не проявляет интереса к положению российской диаспоры. Общеизвестные вещи, казалось бы. Где здесь почва для страхов относительно  «попыток реализации на территории Казахстана сценариев, подобных украинскому»?

По поводу русской диаспоры в РК. Русские интересы в стране никак не артикулированы, русских практически нет в органах власти, кроме эпизодических, символических случаев. Русские организации не представляют собой сколько-нибудь значимого политического явления. Нет структурированных на диаспоральном уровне экономических интересов. При этом все постсоветские годы русские демонстрировали лояльность к Казахстану. За исключением нескольких малозначимых инцидентов в самом начале 1990-х с  казачьими организациями и опереточного «путча» в Усть-Каменогорске (больше похожего на провокацию, вопрос – чью), никаких эксцессов между государством и его русскими гражданами не было. Реакция большинства русских на происходящие в РК процессы – эмиграция. Очевидный и общеизвестный факт. Она будет только нарастать, причем без стимуляции.

Тем не менее, тезис о «пятой колонне», оскорбительный и, по сути, провокационный, широко присутствует в информационном пространстве.  Оппонирования ему особо незаметно. Хотя вроде бы есть те, кто должен это делать, в том числе и в государственных структурах. Все это заставляет задуматься: не есть ли данная русофобская тенденция неким проектом? Мой коллега и друг, этнический казах, по этому поводу заметил:

- Постоянный разговор на эту тему раздражает именно русских и подталкивает их к тому, чтобы более серьезно подумать над отъездом.

Относительно монолитности русской диаспоры в идейном плане. Можно ли вообще говорить о монолитности в масштабе миллионов людей? Тем более что, действительно, социологических замеров не проводится. Как и по многим иным острым темам.  При нынешнем состоянии этого вопроса в Казахстане здесь могут быть только гадательные ответы.

Айгуль Омарова, политолог: “Русские не имеют лидеров, которые бы их сплотили”

- Когда я говорю знакомым или пишу в “Фейсбуке”, что казахи и русские – близнецы-братья, то на меня обрушиваются потоки грязи со стороны шовинистов из числа русских и националистов из числа казахов. Между тем, это именно так. Жаль только, что не проводится исследований – они бы подтвердили мою оценку. Впрочем, и эмпирическим путём можно установить, что ко многим явлениям в жизни казахи и русские относятся одинаково. Нет, наверное, в мире народов, которые бы так плевали в собственную историю и призывали к покаянию.

Теперь что касается вашего вопроса о «пятой колонне». На мой взгляд, подобные заявления есть попытка выдать желаемое за действительное. На деле ничего такого нет. Русские в Казахстане живут своей жизнью, независимой от России и тем более от интересов Кремля и Путина. Безусловно, найдутся те, кто бодро отрапортует «Всегда готовы!» и встанет в ряды, образовав «пятую колонну». Но таких людей  мизерное количество, и погоду они не сделают.

Другой вопрос, что среди казахов найдутся те, кто хотел бы развития сценария, схожего с украинским. Таким «диванным стратегам» кажется, что майданизация – путь к демократии, равенству прав и т.п. При этом они мало задумываются над подоплекой украинского майдана и над тем, что в реальности происходит сейчас в Украине. Стоило бы вспомнить, что Украина была второй по экономическому потенциалу среди республик СССР, являлась крупным поставщиком угля, металлургической продукции и пшеницы. А что сегодня? Хождение по международным инстанциям с протянутой рукой – нынешнее состояние страны. Кто-то хочет этого и  у нас?

Я не могу считать русских Казахстана некой монолитной силой. На мой взгляд, русские, как и казахи, дисперсны и не имеют ни идеи, ни лидеров, которые бы их сплотили. И в этом мы опять же схожи. Русские Казахстана относятся и к самой России, и к политике, проводимой Кремлём, и к Владимиру Путину по-разному, как и казахи. Есть те, кто безоговорочно поддерживает все начинания соседей, но немало и тех, кто критикует. Находятся и такие, кому безразлично происходящее в России, но их мало интересует и то, что творится внутри Казахстана.

Лишь чемпионат мира по футболу сумел объединить и противников, и защитников России – и шовинистов, и националистов. Последние вынуждены были признать, что Россия достойно организовала чемпионат и доказала, что ей под силу проведение самых масштабных соревнований.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

23.08.2018 16:02

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

 Бахадыр Искакович Сулейманов

Сулейманов Бахадыр Искакович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
100%

составляет уверенность начальника ГАИ Бишкека Р. Бекитаева в том, что его подчиненые не берут взятки

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31