Если мы в ближайшее время не сформулируем национальную идею, то будем еще долго блуждать в «тоннеле без света».
Ответ политолога Абдугани Мамадазимова на статью доктора философских наук Очила Захидова «Таджикскую нацию консолидировать невозможно».
«АНАЛИЗ политико-правовых учений таджикского народа привел автора к выводу, что среди множества идей и ценностей наших предков в прошлом доминировала идея «справедливый шах», которую в настоящее время хотят реанимировать и модернизировать в качестве идеи «народный президент». Не претендуя на авторство идеи «народный президент» (мой идеал - политический центризм), хочу еще раз акцентировать внимание читателя, что если политический лидер страны особое внимание обратил бы на всю нацию (новая концепция «нация - целая семья»), то у нас не было бы идеологического шараханья и вредной привычки делиться на «своих» и «чужих». Тогда у нас была бы как общественная, так и национальная гармония, и мы перед каждыми выборами не волновались бы: «А что будет дальше?»
А когда не хватает политической воли власти на полномасштабную национальную консолидацию, возникают крамольные мысли о том, что национальная идея - не святое, а «мишура» или пустые слова, с чем я категорически не могу согласиться. Уважаемый Очил Захидов в своей статье «Таджикскую нацию консолидировать невозможно» раскрыл идеологический и духовный кризис, который пустил глубокие корни в нашем обществе.
Скрупулезный анализ идеологии или государственной (точнее, этнодинастийной) идеи всех 27 централизованных государств, в составе которых жил таджикский народ и его предки, ярко свидетельствует, что все они имели четко выраженную государственную идеологию. Легендарные пешдадиды («Пешдодони Худодод»), чья легитимность каждого из шахов династии утверждалась божественным «фарном» (харизмой) и каждый из них имел свою собственную историческую миссию, считали себя «хранителями аша (добра) в их бесконечной борьбе с другвантами (сторонниками зла, нечистой силы)». А последняя династия - мангыты Бухарского эмирата считали себя «рьяными защитниками ислама в регионе». Идея и идеология последнего государства - Советского Союза - не подлежит разъяснениям.
Другими словами, государство без идеи или идеологии, подобно кораблю без компаса в огромном бушующем океане, а народ или нация без идеи и идеологии - это стадо…
Предпосылки
НА мой субъективный взгляд, присутствуют, как минимум, две причины скептического отношения автора статьи к перспективе национальной консолидации таджикского народа.
Первая причина. Автор является, скорее всего, приверженцем школы научного коммунизма, которая традиционно абсолютизирует классовый подход во всех общественно-политических процессах современности. Мы, также признавая существенное влияние социального неравенства на процесс национальной консолидации, одновременно подчеркиваем, что оно не является главным препятствием для данного процесса. Несомненно, этап «первичного накопления капитала» (К. Маркс), который в настоящее время идет у нас параллельно с процессом национальной консолидации создает определенные трудности, снижая темп достижения высшей стадии национальной консолидации - национального единства. Профессор Карловского университета Мирослав Хрох в своем знаменитом труде «Социальные предпосылки национального возрождения в Европе» (1985) прекрасно описал влияние формационного подхода (социальных процессов) к процессу нациостроительства. А сама жизнь демонстрирует бесчисленные примеры сплоченного подхода (без деления на богатых и бедных) наций в решении трудноразрешимых проблем современности. Например, самый богатый человек на Земле Билл Гейтс, создав благотворительный фонд, потратил на различные акции борьбы с голодом и болезнями в различных странах более 23 млрд. долларов США. Или в 90-х годах прошлого столетия, когда страны Дальнего Востока столкнулись с жестким финансовым кризисом, корейский народ по призыву своего правительства (Южной Кореи) собрал более 60 млрд. долларов.
Вывод: школа научного коммунизма в современных условиях таджикской действительности не может выступить идеологическим инструментом, а может только напоминать о необходимости соблюдения социальной справедливости и общественного равенства.
Вторая причина. Автор, как и абсолютное большинство представителей нашей интеллигенции, не смог выйти из своего местнического «болота», нелестно отзываясь о специфике исторического разделения труда горожан одного из древнейших городов страны. В отличие от автора, я сторонник идеологии традиционного таджикского купечества «харакату баракат», которая должна как можно раньше заменить идеологию «шукрона», делающую абсолютное большинство населения нищим при баснословном обогащении узкой группы людей. В пользу нашего подхода (предпринимательской инициативности) говорит яркая характеристика ведущего знатока саманидского государства Л. Гумилева: «На Востоке… было таджикское государство Саманидов. Известное, благодаря активной внешней торговле и блестящей культуре… Именно таджиков возглавляла местная династия Саманидов, и созданная им культура блистала, как алмаз, по сравнению с которой, все прочие – оправа» («Древняя Русь и Великая Степь» - М.1992. с.208). Традиции и ценности Великого Шелкового пути никогда не показывали таджиков и их предков «нищими торгашами», а наоборот, демонстрировали их способности. Именно сохранение купеческого наследия «харакату баракат» (после экзекуций советского ОБХСС) позволило в условиях гражданского противостояния первых лет независимости пополнить оскудевшие полки наших магазинов и рынки.
Вывод. Наследие Великого Шелкового пути не унижает наше (как национальное, так и локальное) достоинство, представляя нашу нацию мировому сообществу не как «нацию бесправных мигрантов», а нацию просвещенных предпринимателей и интеллектуалов.
Путь к будущему
ТЕПЕРЬ о главном: национальная идея - не мишура и не манипулирование общественным мнением, а нечто святое, возвышенное, но временно недоступное нам. Когда самые крупные и успешные государства мира прилагают колоссальные усилия для разработки и реализации национальных ориентиров, то небольшим государствам, над которыми, как «дамоклов меч», висят оценки-обвинения как о «не состоявшихся государствах», разработка национальных идей является архиважной задачей. Если мы в ближайшее время не найдем (или не сформулируем) национальную идею, будем еще долго блуждать в «тоннеле без света». Все наши соседи не только сформировали свою национальную идею, но и поступательно идут к ее достижению. Даже неспокойный и перманентно революционный Кыргызстан позиционирует себя, как «оазис демократии».
Почему мы не можем сформулировать свою национальную идею? Потому что каждый из нас говорит о национальном единстве, красуясь в своем любимом (местном) «халате»…
Если мы сегодня не способны разработать конечную национальную идею, то мы могли хотя бы попытаться разработать промежуточную идею или использовать такие лозунги, как, к примеру: «Построение Таджикистана без крайне бедных (до 2020 г.)!», или «Средний класс - в действии!», или «Возродим просвещенческий дух таджикского народа!», «Таджикская мать достойна большего!» и т.п.
Когда в помыслах, речах и поступках всей нации доминирует одна мысль, одна идея или один ценностный ориентир, начинается формирование единой социальной общности в границах одного государства. Тогда рано и поздно мы придем к конечной цели - преобразованию старого и дряхлого этноса в сверхсовременную нацию».
Правила комментирования
comments powered by Disqus