90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Что происходит в Туркменистане на самом деле?

07.09.2018 11:31

Общество

Что происходит в Туркменистане на самом деле?

С уверенностью можно утверждать только одно — простые туркмены перестали верить как официальным заявлениям, так и разным «иностранным голосам».

Про Туркмению говорят, что она живет «за железным занавесом», причем поплотнее, чем в советские времена. Местные СМИ докладывают об обществе, близком к всеобщему благоденствию. А оппозиционно-зарубежные — о тяжелейшем кризисе, который может даже уничтожить страну.

Тем временем в самом туркменском обществе появилась новая тенденция. Люди перестают верить не только официальной прессе, но и оппозиционной. Все больше народу считает, что истинной картины не покажет ни та, ни другая.

Если госСМИ действительность намеренно приукрашивают, то оппозиция (из-за границы) точно так же намеренно ее очерняет.

Иностранные СМИ Туркменистан главным образом критикуют

Время от времени публикации о Туркменистане появляются в западной прессе. Главным образом критические. В частности, журналисты утверждают, что якобы в стране тяжелый экономический кризис, дефицит продовольствия, всяческие нарушения и тому подобное.

Несколько таковых предоставил портал Pravda.ru. В частности, крупные издания The Economist и Deutsche Welle высказались о туркменской экономике. А The Economist — о миграционной политике властей, препятствующих выезду граждан младше 40 лет за рубеж.

Западные журналисты считают, что туркменская экономика «разрегулирована». Отмечена безработица до 50-60%, при этом процветает коррупция.

— В то же время данные Банка международных расчетов показывают, что 23 млрд долларов из Туркмении накопились на счетах в Германии, — пишет издание.

Одновременно все более явственно проявляется угроза экстремизма. Растет число туркменов, переходящих афганскую границу и вливающихся в ряды террористов.

Регулярно силовики «вскрывают» ячейки различных экстремистских организаций — от «Хизбут-Тахрир» до ДАИШ. Обычно их руководители ограничиваются идеологической обработкой как уже действующих, так и потенциальных членов. Но регулярно пополняются исламистские силы не только в Афганистане, но и в Сирии.

— Исламистские настроения могут взорвать недовольную Туркмению, как это было в период «арабской весны» на Ближнем Востоке, — предполагает автор.

Появляются даже отрывочные сведения о якобы состоявшихся терактах на территории Туркменистана. Но подтверждения они еще не находили.

Серьезную идеологическую работу экстремисты проводят в местах заключения — и это «фишка» не только туркменских ячеек. Считается, что там радикалы нередко противостоят криминалитету, обещая своим членам защиту как от администрации, так и от преступного сообщества.

Тебя заметили — теперь не обижайся

Тем временем, пишет Фергана, продолжается давление и в интернет-сфере. Все больше и больше граждан подвергаются преследованиям за высказывания в соцсетях

Или за лайки и комментарии понравившихся статей о Туркменистане на зарубежных интернет-ресурсах. В качестве доказательства приводится рассказ 21-летнего жителя Ахалского велаята:

— Я заходил на запрещенные сайты посредством прокси-сервера и с удовольствием читал, ставил «класс» понравившимся публикациям и фото. Но на днях к нам домой заявился участковый и велел мне взять свой мобильный смартфон и следовать за ним в ближайший опорный пункт полиции, дескать, поступила жалоба от соседей.

В опорном меня, оказывается, поджидали двое в гражданском. Не представились, но я сразу понял, из какой они конторы. Они на своем мониторе показали все мои действия в интернете.

Заставили стереть комментарии, удалить лайки и предупредили:

«Смотри, ты уже попал в поле нашего зрения, еще нечто подобное сделаешь, потом не обижайся».

Простые люди перестали верить не только власти, но и оппозиции. Однако сами туркмены, по утверждению портала, перестают верить как государственным СМИ, так и «независимо-зарубежным». Все чаще говорят, что и те и другие рисуют совершенно не то, что есть на самом деле. Если первые намеренно и немерено ситуацию приукрашивают, то вторые — намеренно очерняют.

Авторы привели такой пример: в начале 2018 года было опубликовано видео, где штурмуют грузовик с отрубями. Утверждалось, что голодные люди пытались получить хоть немного еды.

— Наш источник (в Туркменистане — прим.) возмутился этой интерпретацией. По его словам, люди покупают отруби не для себя, а для скота. Хотя да, грузовик штурмуют, потому что дефицит кормов действительно присутствует, — пишет портал.

Перестав доверять любым СМИ, туркмены черпают информацию друг у друга — работает местный «узун-кулак». Практикуются некие собрания — жителей села, представителей определенной профессии и так далее. Присутствовавшие потом делятся услышанным с друзьями и знакомыми, те в свою очередь — дальше.

В процессе информация нередко искажается до неузнаваемости

— Иногда человек узнает о каком-либо нововведении только когда обращается в государственные органы по тому или иному поводу. Например, запрет на выезд из страны нередко «оформляется» прямо в аэропорту в устной форме. Таможенник или представитель службы безопасности просто говорит человеку: «Не положено». А какие-то новые запреты и ограничения в торговле или в сфере услуг часто вводятся чиновниками, приходящими в магазины и иные учреждения с извещением о некоем «распоряжении сверху», — утверждает издание.

Кому верить, если верить некому?

Некоторые слухи могут запускаться специально, например, как не так давно о миграционной амнистии. В данном случае это было сделано «для заманивания нелегальных мигрантов обратно в страну».

— Таким образом, информационная среда обитания простого гражданина Туркменистана является крайне зыбкой и ненадежной. Доверять нельзя никому – ни властям, ни запрещенным оппозиционным источникам, ни даже собственным друзьям и соседям. По сути, в стране не работает привычная для современного мира система быстрого, качественного и разностороннего информирования всех желающих буквально о чем угодно. А то, что называется СМИ, на самом деле играют декоративную роль, являясь украшением для режима и неиссякаемым источником шуток для иностранцев, — утверждает автор.

Особо туркменские официальные СМИ выделяются тем, что там нет ни криминальных сводок, ни несчастных случаев, ни какого-либо другого негатива. Почти нет мировых новостей и вообще отсутствует всяческое упоминание об оппозиции.

— Ну а самое интересное – в туркменских СМИ, в отличие от типичных СМИ тоталитарных стран, нет образа врага – ни внешнего, ни внутреннего. Считается, что процветанию туркменского государства не мешают ни другие страны, ни политическая оппозиция. В проблемах страны никого не пытаются обвинить – о них просто молчат, — резюмирует автор.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

07.09.2018 11:31

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Омурбек Мырзараимович Бакиров

Бакиров Омурбек Мырзараимович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$5 млрд 173 млн

объем золотовалютных резервов Туркменистана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31