«В последние несколько месяцев в информационном пространстве Казахстана фиксируется возрастание количества материалов, отражающих риторику евразоскептицизма. И оценка воздействия антироссийских санкций на состояние казахстанской экономики, осуществляемая в негативном и, местами, в алармистском ключе, является частью этой риторики», - заявилала главный научный сотрудник КИСИ при президенте Казахстана Леся Каратаева на заседании экспертного клуба на тему «Протекционизм и санкции, как современные тенденции мировой экономики и политики».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
«В последние несколько месяцев в информационном пространстве Казахстана фиксируется возрастание количества материалов, отражающих риторику евразоскептицизма. И оценка воздействия антироссийских санкций на состояние казахстанской экономики, осуществляемая в негативном и, местами, в алармистском ключе, является частью этой риторики.
Если сфокусировать внимание на суждениях, ориентированных на негативную оценку влияния антироссийских санкций на состояние казахстанской экономики и, как следствие, предлагающих как можно скорее покинуть ЕАЭС, то можно выделить ряд факторов.
Первый фактор – это излишняя политизация вопроса. На самом деле непосредственно экономически ориентированной аргументации очень мало. Скорее ситуация с санкциями используется как некий повод, позволяющий поднять вопрос о наших отношениях с Россией.
Одним из наиболее часто звучащих аргументов является снижение торгового оборота между странами внутри ЕАЭС. Однако при этом, никто из критиков не стремится оценить или, по крайней мере, озвучить показатели динамики торгового оборота с третьими странами, не входящими в евразийское интеграционное объединение, которые тоже далеки от ситуации стремительного роста.
В то же время придется признать, что аргументация, затрагивающая нормативно-правовые аспекты заслуживает внимания.
В частности, российские антисанкции предполагают запрет на продажу ряда наименований товаров на территории России. В то же время эти товары вполне легально могут поставляться в другие страны ЕАЭС и, в соответствии с нормами ЕАЭС, должны, но в реальности, под воздействием антисанкций, не могут свободно перемещаться по всей территории Союза.
Таким образом, нарушается один из важных принципов интеграционного объединения. Тем не менее, заявления в стиле «Шеф, все пропало!» преждевременны, над этой темой надо работать и искать взаимоприемлемое решение.
Доктор исторических наук Леся Каратаева
Второй аспект – это наша привычка списывать собственные неудачи на внешние факторы. Списывать все существующие проявления неконкурентоспособности казахстанского бизнеса на Россию и, тем более, на антироссийские санкции, по крайней мере, несерьезно.
Более логичным выглядит утверждение о том, что с введением санкций, перед казахстанским бизнесом открываются новые перспективы и рынки.
Третий фактор можно отнести к разряду феноменов восприятия окружающей реальности. Анализ данных различных социологических опросов и статей, отражающих процессы евразийской интеграции, показывает наличие тенденции к отождествлению личного или частного и государственного.
То есть государственные выгоды или риски воспринимаются как личные и, наоборот, личные удачи или неудачи – как государственные.
Например, на вопрос о том, какие выгоды от участия Казахстана в ЕАЭС ощущаются на личном уровне, респонденты часто ретранслируют официальные нарративы. В то же время отдельные истории несостоявшихся частных бизнес-проектов генерализируются и выводятся на уровень национальной экономики».
Простых ответов на сложные вопросы у экономистов нет
«Еще один вопрос, который возникает – в чем заключается риск от антироссийских санкций? Каковы причинно-следственные связи? Ряд экспертов прогнозируют крах российской экономики, который рассматривается как закономерный результат, применяемых в отношении отдельных персон и отраслей, санкций.
В данном случае риск видится в том, что обрушающаяся экономика России «потащит» за собой и казахстанскую экономику.
Другие суждения, напротив, отсылают к неравновесности экономического потенциала национальных экономик внутри ЕАЭС, и риск определяют как подавление средних и малых экономик более крупной – российской.
Определить, верны или нет эти диаметрально противоположные позиции, не имея в собственном багаже специальных знаний и ориентируясь только на публикации, сложно. Потому что, повторюсь, экономически ориентированной доказательной базы в них нет.
Адекватный анализ можно найти в специальных докладах и научных публикациях, но далеко не всем интересно вникать в сложные графики и сопоставительные таблицы. Неспособность представить информацию, в удобном для восприятия неспециалистов формате, и есть главная уязвимость, осуществляющих или продвигающих евразийскую интеграцию структур».
Заседание экспертного клуба на тему «Протекционизм и санкции, как современные тенденции мировой экономики и политики» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Читайте также:
- Вместе или порознь: Как западные санкции повлияют на будущее ЕAЭС?
- Сможет ли Казахстан выжить без нефти?
Правила комментирования
comments powered by Disqus