Казахстан перетягивает на себя большую часть китайских инвестиций в Центральной Азии. Эксперты отмечают: это здорово. Но важно, чтобы были учтены наши интересы.
В отношении каждой из стран Центральной Азии у Поднебесной есть своя стратегия. Но чтобы сотрудничество шло на условиях, выгодных не только Китаю, все страны Центральноазиатского региона должны взаимодействовать друг с другом.
Об этом говорит руководитель программы китайских и азиатских исследований ИМЭП Руслан Изимов в кулуарах круглого стола «Инициатива Китая «Один пояс — один путь»: Взгляд Центральной Азии».
Китайская стратегия
— Инициатива Китая «Один пояс — один путь» рассчитана в основном на транспортно-логистические проекты. Она возникла как необходимость расширения именно сетей наземного транспорта, который связывает Китай с его основным торговым партнером — Евросоюзом.
Дешевые морские пути сейчас нестабильны. Это связано с противостоянием Китая и США. Они контролируются Штатами и их союзниками. И китайская политика, чтобы предопределить вызовы, которые могут возникнуть на морском маршруте, носит долгосрочный характер.
Поэтому упор делается на наземный транспорт. Планируется, что он будет проходить преимущественно через Центральную, Южную Азию и Россию. Сейчас Китай рассматривает центральноазиатско-каспийский регион как приоритетный.
Конкуренция между странами
Сегодня интенсивно ведутся дискуссии вокруг железнодорожного проекта «Китай — Кыргызстан — Узбекистан». Его обсуждение шло более 15 лет, но именно сейчас перешло в практическую плоскость. В частности, с Узбекистаном Китай уже достиг определенных соглашений. Остался Кыргызстан, — говорит Изимов.
Между тем, по его словам, когда проект будет реализован, это создаст определенную конкуренцию маршрутам, проходящим через Казахстан. И если эти маршруты охватывают Туркменистан и Иран, у кыргызского есть возможность связать Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран и выйти на Персидский залив
Встречи с выгодой для стран ЦА
— У нас есть два контрольно-пропускных железнодорожных перехода. Это «Достык» и «Алтынколь». И пока только они связывают Китай с европейской частью через территорию ЦА. Новый маршрут, который пройдет через Кыргызстан и Узбекистан, станет конкурирующим проектом.
И этим обстоятельством китайская сторона очень ловко пользуется. Поэтому возрастает необходимость во внутреннем диалоге в региональном формате. Нам нужно координировать наши действия, проводить обмен мнениями и вырабатывать какие-то нужные позиции, которые хотя бы схожи.
Именно поэтому мы продолжаем прошлогодний формат встреч центральноазиатских стран и хотим проводить их на ежегодной основе. Сотрудничать для нас, стран ЦА, гораздо выгоднее, чем конкурировать. Вместе у нас получится лучше отстаивать свои интересы, — убежден Руслан Изимов.
Вместе мы сила!
Ержан Салтыбаев, директор ИМЭП, также отмечает, что если страны ЦА будут действовать скоординированно, у каждой будет больше возможностей привлечь китайские инвестиции.
— Это эффективнее, чем если мы будем действовать порознь и мешать друг другу. Поэтому нам важно наладить работу с экспертами региона, чтобы получать профессиональные оценки и быть в курсе, что делается в их стране и что они собираются предпринять в сотрудничестве с КНР. Могу сказать, что процесс сближения стран региона пошел, — говорит он.
По словам Салтыбаева, из всех стран ЦА Казахстан имеет самую крупную экономику, которая по объему больше, чем остальные вместе взятые. Соответственно, он перетягивает на себя большую часть китайских инвестиций.
Интерес Поднебесной в Казахстане
Казахстан интересует Китай в разрезе промышленной кооперации, в том числе в области АПК и сельского хозяйства.
— Если говорить о других странах региона с меньшим потенциалом, там Китай задействован в добыче полезных ископаемых и строительстве дорожно-транспортной инфраструктуры. Соответственно, строительство дорог и тоннелей идет в Кыргызстане и Таджикистане. В Казахстане мы говорим о промышленной кооперации.
Это сейчас 51 проект, который реализуется Китаем практически во всех регионах Казахстана, в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Общая стоимость — 27 млрд долларов
Конечно, мы заинтересованы в этих инвестициях. Но на тех условиях, которые выгодны Казахстану. Должны быть учтены интересы нашей страны в сфере защиты рынка труда, миграции и экологии. Должны создаваться рабочие места для наших граждан и экологически чистые предприятия.
К примеру, мы можем создавать совместные производства на основе ветровой энергетики, потому что у Китая в этом большой опыт, — замечает директор ИМЭП.
Правила комментирования
comments powered by Disqus