90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Трамп хочет обрушить нефтяные цены: как это скажется на Казахстане?

04.10.2018 09:31

Экономика

Трамп хочет обрушить нефтяные цены: как это скажется на Казахстане?

Страны ОПЕК на этой неделе отказались наращивать добычу нефти. В свою очередь президент США призвал эту организацию снизить цены на «черное золото», причем сделать это немедленно. «Мы защищаем страны Ближнего Востока, они не смогут длительное время находиться в безопасности без нас, и, тем не менее, они продолжают добиваться увеличения нефтяных цен. Мы запомним это. Монополия ОПЕК должна снизить цены сейчас же», – написал Дональд Трамп в своем твиттер-аккаунте.  

Парадокс заключается в том, что действия США, напротив, подтолкнули цены вверх. Так, стоимость нефти марки Brent поднялась выше отметки 82 доллара за баррель в ожидании возобновления американских санкций в отношении Ирана. Эксперты отмечают, что Тегеран лишится значительных объемов экспорта,  а поскольку ОПЕК+  решил не наращивать производство, то рынок останется без достаточного количества нефти. 

Сегодня многие задаются вопросами: какую игру затеял Трамп, зачем Штаты хотят обрушить нефтяные цены, и к чему это в итоге может привести? Не повторится ли ситуация конца 1980-х – начала 1990-ых, когда, по некоторым данным, США заключили негласный договор с Саудовской Аравией и обрушили нефтяной рынок. Об этом мы и поговорили с экспертами.

Роман Ткачук, старший аналитик инвестиционной компании «Альпари»:«Дональд Трамп хочет предстать перед американцами в выгодном свете»

Для США комфортный диапазон цен - 55-75 долларов за баррель. На этих уровнях выгодно развивать сланцевую добычу, в то же время цены на нефть и бензин не слишком высоки. А ведь стоимость бензина – один из важных факторов, на который обращают внимание американские избиратели. Тем более что на носу, 6 ноября,  выборы в Конгресс и Сенат. Дональд Трамп хочет предстать перед американцами в выгодном свете, найдя «внешнего врага» и обвиняя ОПЕК в том, что она поддерживает высокие цены на  нефть.

В этом месяце США вышли на первое место в мире по производству, а в следующем году могут выйти в абсолютные лидеры и по экспорту «чёрного золота». На наш взгляд, сегодня они оказывают сопоставимое с ОПЕК влияние на рынок нефти.

Показательно, что ОПЕК+ во время  мониторингового заседания на прошлых выходных в Алжире оставила обвинения Трампа без внимания, сохранив квоты на добычу на текущих уровнях. К повышению квот картель может вернуться в следующем году. 

Текущее соглашение между странами ОПЕК+ действует до конца декабря с.г., а ближе к концу года они будут обсуждать новое соглашение. Вероятно, это будет один из главных вопросов в ходе встречи мониторингового комитета 11 ноября в Абу-Даби и на заседании ОПЕК в Вене 6-7 декабря.

Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп»:«В ОПЕК у США есть надежный союзник в лице Саудовской Аравии»

Попытки Дональда Трампа повлиять на политику ОПЕК можно объяснить  предстоящими выборами. Американские потребители чувствительны к стоимости бензина, от этого во многом зависят их настроения. Понятно, что, надавив на ОПЕК и опустив цены на нефть (а значит, и на бензин), Трамп пытается таким образом поднять доверие избирателей к республиканской партии.

Стоит вспомнить, что в начале своего президентского срока Трамп всячески поддерживал рост цен на нефть, обеспечивавший хорошие прибыли американским нефтяникам. Нельзя забывать, что США - второй в мире производитель «черного золота». Понятно, что в ОПЕК у США есть надежный союзник в лице Саудовской Аравии. Однако на данный момент у последней  другие цели: руководство страны заявило, что приемлемые для них цены находятся выше 80 долларов за баррель.

Поэтому на прошедшей недавно встрече ОПЕК никаких решений по увеличению добычи нефти не было принято, этот вопрос даже не рассматривался. Сейчас главная проблема - как заместить иранскую нефть, которой мировой рынок лишится после введения в ноябре санкций США. По предварительным оценкам, речь может идти о 2 млн. баррелей. Есть опасения, что быстро это сделать не получится, и потому цена на нефть вопреки желаниям Трампа вообще может вырасти до 100 долларов за баррель.

Артем Деев, ведущий аналитик AMarkets: «Чем дороже нефть, тем дороже топливо»

Высокие цены на нефть априори повышают и стоимость нефтепродуктов, причем подобная связь выдерживает максимальную степень корреляции. На потребительском языке это звучит так: чем дороже нефть, тем дороже топливо. Важно отметить, что степень удовлетворенности домохозяйств ценами на углеводороды напрямую определяет удовлетворенность проводимым в стране политическим курсом.

Если стоимость бензина на крайне чувствительном к любым изменениям энергетической конъюнктуры американском рынке продолжит расти, то в этом начнут винить правительство. Трамп это прекрасно понимает и, стремясь сохранить остатки популярности в преддверии промежуточных выборов, делает все возможное, чтобы снизить стоимость топлива и тем самым вернуть симпатии избирателей.

Тем не менее, прямых рычагов воздействия на ОПЕК у него точно нет, в отличие от возможности развернуть цены. Стоит только Трампу сделать официальное заявление о снижении санкционного давления на Иран – и на рынок вернутся страхи перепроизводства сырья, что неминуемо обвалит цены.

Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»: «Правительство США сможет подавать в суд на участников  ОПЕК+» 

Встреча в Алжире состоялась. Министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ отказался от наращивания нефтедобычи, и цены на нефть продолжили рост.

Высокие цены хороши только для нефтяных компаний. В частности, они позволяют проектам по добыче сланцевой нефти выйти на приемлемый уровень рентабельности. Тогда как для потребителей углеводородов, для нефтепереработки, покупателей топлива, транспортных компаний и для всей остальной экономики рост нефтяных цен означает запуск механизма инфляции издержек.

Нефтедобыча в США, в отличие от наших стран, является отнюдь не основной отраслью экономики. А избиратели, занятые в нефтедобыче, и вовсе составляют незначительную часть электората. В отличие, скажем, от автовладельцев, которым не нравится рост цен на бензин.  Поэтому для президента так важно сдержать цены на нефть.

Однако заявления Трампа порой обескураживают, и требование немедленно снизить цены было из числа таких. Нефтяные котировки, на которые ориентированы экспортеры, формируются преимущественно в США, причем особенно сильно - под влиянием изменения запасов нефти в Штатах. ОПЕК может влиять на рынок, увеличивая и сокращая нефтедобычу, но эти процессы не происходят так быстро, как хотелось бы американскому президенту. 

Прямой зависимости ОПЕК от США нет. Да, Штаты являются крупнейшим производителем нефти, но их же можно назвать и крупнейшим ее потребителем и импортером. Рычагов прямого влияния у президента США нет даже на американские нефтяные компании, поскольку они являются частными. Единственное, чем Трамп может воздействовать на рынок, – это словесные интервенции в собственном Twitter. Либо двусторонними переговорами с руководителями отдельных стран – членов ОПЕК. Во всяком случае, пока внутреннее американское антитрестовское законодательство не стало международным. 

Ограничение нефтедобычи странами ОПЕК, благодаря чему растут цены, попутно расширяет возможности американских нефтяных компаний по расширению своей доли на рынке. Впрочем, не только американских, но и всех не присоединившихся к соглашению ОПЕК+ стран. Требование к ОПЕК увеличить добычу только сократит эти возможности.

На недавнем заседании министерского мониторингового комитета ОПЕК+ было решено не увеличивать нефтедобычу, и это на фоне ожидания новых жестких санкций против Ирана привело к росту нефтяных котировок. Цены вышли из диапазона 70-80 долларов за баррель и теперь, видимо, будут обустраиваться на новой ступеньке ценовой лестницы в диапазоне 80-100 долларов. 

Отказ от увеличения нефтедобычи участники встречи мотивировали среднесрочными прогнозами по сокращению спроса и росту нефтяных запасов, в результате чего баланс на рынке должен будет восстановиться уже в начале следующего года. Этот отказ можно считать и косвенной поддержкой Ирана. Президенту США, заинтересованному на словах в снижении нефтяных цен, дают возможность оценить влияние вводимых санкций на нефтяные котировки.

В ноябре во время форума ADIPEC министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ может провести дополнительную встречу и оценить реакцию рынка. Данная встреча может заложить основы для пересмотра стратегии ОПЕК на следующем собрании картеля в Вене в начале декабря.

Все зависит от того, что это будет за сделка. Быстро нарастить нефтедобычу в больших объемах могут только Саудовская Аравия и ОАЭ, но вряд ли они на это пойдут. В условиях, когда остальные страны не смогут нарастить добычу пропорционально квотам, а Иран будет находиться под санкциями, рост нефтедобычи за счет перераспределения квот других участников ОПЕК может подорвать основы этой организации.

Пока непохоже, что эта кампания имеет успех. Реальные рычаги воздействия на ОПЕК могут появиться у администрации США в том случае, если внесенный на рассмотрение законопроект «Против картелей по производству и экспорту нефти» станет законом. Если он будет принят, правительство США сможет подавать в суд на участников соглашения ОПЕК+ за сговор по ограничению нефтедобычи и вводить новые санкции. Вот тогда можно будет говорить о планомерной кампании. Однако процедура рассмотрения и принятия законопроекта не будет быстрой, и его могут вновь заблокировать на любой из стадий. Так что я бы пока не беспокоился по этому поводу.

Не думаю, что нефтяная отрасль Казахстана находится в зоне пристального внимания администрации США, поэтому вряд ли РК ощутит на себе влияние санкций. Нефтегазовый сектор составляет значительную долю экономики республики,  и, конечно, падение нефтяных цен окажет на нее отрицательное влияние. Снизить зависимость экономики от конъюнктуры нефтяного рынка можно только за счет ее диверсификации и развития обрабатывающих отраслей.

Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: «Рост цен на нефть и, как следствие, на бензин Трампу не нужен»

США потребляют примерно пятую часть добываемой в мире нефти. Соответственно, существенный рост нефтяных котировок создаст дополнительную нагрузку на американскую экономику и может замедлить ее рост. Обеспокоенность президента Дональда Трампа вполне объяснима: 6 ноября состоятся выборы в Конгресс США. 

Если республиканская партия и сторонники Трампа получат большинство голосов, то он получит реальный шанс остаться президентом на второй срок. Естественно, мощный рост цен на нефть и, как следствие, на бензин ему не нужен, так как он может отрицательно повлиять на настроения американских избирателей. 

Основной причиной нынешней волны повышения котировок является решение США ввести санкции против экспорта иранской нефти. Оно вступит в силу 4 ноября, как раз перед выборами в Конгресс. Санкции могут изъять с мирового рынка примерно 2,5 млн.  баррелей в сутки. Дональд Трамп обратился к ОПЕК+ с предложением увеличить добычу для компенсации нефти Ирана, но пока картель не принял соответствующего решения. Его очередное заседание состоится лишь 3 декабря с.г.  

На этом фоне Brent способен подняться до отметки 90 долларов за баррель. Сейчас ни о каком падении котировок речи не идет. Даже для обычной стабилизации цен в диапазоне 80-70 долларов за баррель могут потребоваться значительные усилия. Нефтяной рынок сейчас стал заложником уверенного развития мировой экономики. По прогнозам, она вырастет примерно на 3,5% в этом и в следующем годах. International Energy Agency ожидает, что это приведет к увеличению спроса на нефть на 1,5 млн. баррелей в сутки.  

Это означает, что мировым производителям нужно не просто удерживать добычу на текущих рекордных уровнях, но и совместными усилиями увеличить ее на 3 млн. баррелей ежесуточно в ближайшие два года. По сути, на Земле откуда-то должен появиться второй Иран или Кувейт для удовлетворения постоянно растущего спроса на нефть. 

Еще одним вариантом является скорейшее распространение американской сланцевовй революции на всю планету. У участников рынка есть большие сомнения в том, что подобное произойдет, и именно это является залогом уверенного роста мировых цен на нефть. На мой взгляд, единственным фактором их падения может стать глобальный экономический кризис и, как следствие, падение мирового спроса.

Тимур Нигматуллин, аналитик компании «Открытие Брокер»: «Предпосылки  и новостной фон не способствуют снижению цен на нефть»

США являются одним из крупнейших производителей нефти, добывая почти 18% ее общемирового объема. Впрочем, из-за большого размера своей экономики США все еще остаются импортером, потребляя примерно 20% сырья. Таким образом, для самих США неважно, сколько стоит нефть – никакого влияния на экономический рост и прочие макроэкономические показатели снижение цен не окажет. Оно может иметь лишь  локальное внутриполитическое значение, что связано со стоимостью бензина. 

Саудовская Аравия добывает около 10,5% мировой нефти. Теоретически изменение этой величины может оказать влияние на баланс спроса и предложения. Впрочем, сейчас страна компенсирует выпадающие поставки Ирана и вряд ли может резко нарастить добычу. 

Думаю, что предпосылки и новостной фон не способствуют снижению цен на нефть. В среднесрочной перспективе можно ожидать 70-80 долларов за баррель.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

04.10.2018 09:31

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
90%

казахстанских водителей давали взятки сотрудникам ГАИ

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30