К началу текущего учебного года Министерство образования и науки Киргизской Республики при технической поддержке проекта Всемирного банка «Поддержка реформ в секторе образования» растиражировало для 5-6 классов школ числом более чем три миллиона экземпляров школьные учебники нового поколения, в числе которых «История Кыргызстана и мировая история». Основное отличие «обновок», как отметил вице-президент Киргизской академии образования Алмазбек Токтомамбетов, состоит во внедрении в них «системы компетенций», дающих ученикам возможность использовать полученные знания на практике.
Так историческая дисциплина, согласно предметному стандарту, утвержденному постановлением правительства КР, призвана научить подрастающее поколение «выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам прошлого и настоящего», «критически осмысливать факты», а также «выстраивать отношения с представителями других народностей и культур». Главная же ее задача – сформировать патриотов своей страны, осознающих место и роль Киргизстана в мировом историческом процессе.
В этом деле, как выясняется, любые методы хороши.
Вести от духов предков
Школьный и университетский предмет «История Киргизстана» – ровесник суверенитета страны, насчитывающего 27 лет. За этот период мифологизация с легкой руки первого президента Киргизии академика и мечтателя Аскара Акаева стала едва ли не основным способом исторического восприятия. Не желая ударить в грязь лицом перед «древними» братскими странами, киргизские историки с благословения ООН и ЮНЕСКО в одночасье «состарили» киргизскую государственность на 2200 лет, а южную столицу страны город Ош – на 30 столетий, оставив позади античную Трою. Празднование этих событий «широко освещалось и вызвало огромный интерес к Кыргызстану и истории кыргызов в мировом сообществе и небывалый духовный подъем в самом народе Кыргызстана, – как будто оправдывая очевидные исторические перегибы, подчеркнул А. Акаев в своем последнем интервью. – Все это и позволило выйти народу из депрессии 90-х годов и начать активное государственное строительство».
Созданный задел и определил «сказочную» будущность истории Киргизстана, как, впрочем, и других постсоветских стран, освободившихся из-под «гнета советской исторической науки», обязывавшей соблюдать научные требования к методологии, подбору исторических фактов, состоятельности выводов и оценок. Особенно наглядно это проявляется, когда речь заходит о происхождении современных народов и первом упоминании о них. Тут уж историки не брезгуют ничем, в том числе ненаучными источниками, призванными восполнить нехватку информации о героическом прошлом страны.
В 2014 году на страницах пятого издания учебника для вузов «История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней)», а также учебника для 10 класса средней школы «История Кыргызстана: основные вехи (с древнейших времен до середины XIX века)», подготовленных доктором исторических наук, профессором, автором множества «оригинальных школьных учебников по Истории Кыргызстана» Осконом Осмоновым[1], появилась информация «с того света». Рассуждая в одной из глав о времени создания киргизского эпоса «Манас», историк ссылается на один из его многочисленных вариантов, изданный в 1995 году под названием «Жайсан», а в 2005 году – «Айкөл Манас» («Манас великодушный»).
Не скрывая желания «состарить» древнее творение, официально относящееся ко времени политического усиления енисейских киргизов в IX-X веках, Осмонов настаивает на том, что изложенные в новом варианте эпоса события «подтверждают гипотезу о том, что эпос был создан в VII-VIII вв.». Но примечательно не это, а тот факт, что записан он был целительницей Бубу Мариям Муса кызы – жительницей села Чаек Жумгальского района «через сеансы медитации с духом первого манасчи Умет уулуЖайсана», одного из 40 сподвижников Манаса. «Такая версия возникновения эпоса, несомненно, вызывает большой интерес», – пишет автор учебника. Как, вероятно, и то, что дух Умет уулу Жайсана оказался личностью билингвальной, беспрепятственно переходящей во время беседы с жумгальским медиумом с киргизского языка повествования на современный русский и обратно. Учитесь, потомки!
15 июля нынешнего года Джумгальский районный суд признал десятитомник «Айкөл Манас» под авторством Бубу Мариям Муса кызы экстремистским. Суд посчитал, что «указанное издание унижает национальное достоинство кыргызского народа и искажает исторические моменты». Однако перепишут ли учебник, пока неизвестно.
О древности киргизского народа никто и не спорит. Еще в 201 году до нашей эры в летописи «Ши цзи» китайского историографа Сыма Цяня впервые был упомянут этноним «киргиз», и именно эта дата красовалась на страницах школьных и университетских учебников по истории Киргизстана вплоть до 2017 года. О неожиданной историографической метаморфозе стало известно с выходом в свет 7-го дополненного издания вышеописанного университетского учебника под авторством все того же историка, почитателя оккультизма Оскона Осмонова. В нем киргизы фигурируют уже в событиях 530 года до нашей эры в качестве одной из гвардий саков-тиграхауда, вступивших в сражение с персами. Именовали их тогда «кыргычтар», что в переводе означает «уничтожающий, истребляющий», «сметающий все на пути».
Как выяснилось, позаимствовал эту «версию» автор учебника у президента духовного центра тюрков «Кин Алтай», главного шамана Алтая Акая Кине (настоящее имя Сергей Кыныев), известного своими спиритическими контактами с найденной новосибирскими археологами в 1993 году на плато Укок мумией «принцессы Кадын», захороненной в V-III веках до нашей эры. Вероятно, она и явилась тем «авторитетным» источником, который дал основание официально «состарить» киргизский этнос еще на три века. Как подметил французский писатель Анатоль Франс, «история не наука; она искусство. В ней только воображение приносит успех».
Древнее древнего
«Удревнить» и без того древний киргизский этнос в Киргизстане норовит сегодня каждый – от торговца помидорами до политика. Эта тема – один из контентов большинства информационно-аналитических порталов с доменом в зоне KG. И в этом есть своя логика, ведь, как отметил экс-консул Киргизстана в Южной Корее Мирбек Эшалиев, «в последнее время мы очень часто говорим о распространении положительного имиджа Кыргызстана в мировом сообществе, однако при этом часто забываем, что наша древнейшая история – это и есть положительный имидж». Делается это под лозунгом «восстановления исторической справедливости» – возвращения «украденной коммунистической партией истории кыргызов».
В учебнике нового поколения для 5 класса «История Кыргызстана и мировая история»[2], также вышедшем из-под пера Оскона Осмонова, нарушенная им и алтайским шаманом хронология событий была возвращена на круги своя, однако отказать себе в «повышении имиджа» страны или в «восстановления справедливости» (кому как угодно) автор все же не смог, посвятив один из параграфов «цивилизациям древних предков кыргызов» – саков, усуней и гуннов, появившихся задолго до фиксации этнонима «киргиз» китайским летописцем.
Уверенно заявлять о прямом родстве киргизов с древними кочевниками стало возможно после издания в 2011 году работы киргизского филолога Амангельды Бекбалаева «Аттила – предок кыргызов». Проведя анализ германских сказаний и легенд, исследователь «обогатил» киргизскую историографию мгновенно возведенной в ранг научной истины гипотезой о слиянии в 201 году до нашей эры киргизов «с родственными по происхождению гуннами» в один народ, на целых четыре столетия отправившийся в Европу совершать «героические деяния» под предводительством киргиза Аттилы.
За право называться «древнейшим народом» с киргизами готовы посоревноваться украинцы и казахи, назвавшие теорию о киргизских корнях древнего полководца «смешной и беспочвенной». «Что касается Аттилы, то уже точно известно – он гунн. А если учесть, что казахи – потомки гуннов, значит, Аттила – наш предок, – пришел к логическому заключению вице-президент Казахстанской национальной академии естественных наук Еренгаип Омаров. – Еще предки Аттилы строили древний Тараз, а возможно, и Алматы. Более того, есть вероятность, что Аттила похоронен на юге Казахстана».
Точку зрения казахских ученых разделяет президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, слова которого – «наша государственность уходит корнями в эпоху наших предков – гуннов и продолжается в эпоху небесных тюрков» – предваряют раздел «Гунны» учебника по истории Казахстана для 5 класса общеобразовательных школ[3].
Авторы труда «История Востока», изданного Институтом востоковедения РАН, «представление о том, что достоинство человека или народа зависит от древности рода» называют «феодальным предрассудком», который в XXI веке смешон, но отнюдь не безобиден. «Ведь за ним (часто неосознанно), – полагают ученые, – стоит расистский и абсолютно антинаучный постулат, согласно которому тот народ, который раньше других создал государство и вообще высокую культуру, “талантливее” тех, которые достигли всего этого позднее».
Пальма первенства в борьбе за право называться «древнейшим народом» пока находится в руках украинских историков, но и киргизские ученые не дремлют: курсирующая в обществе информация о киргизах – «первородных арийцах, прародителях всех людей на Земле», и «“потерянном” колене евреев», полагаем, уже ищет себе место на страницах школьных учебников. Осталось дождаться, когда дух Адама выйдет на связь, чтобы развеять последние сомнения.
Правила комментирования
comments powered by Disqus