От свободных экономических зон в Кыргызстане, которые некогда предоставляли самые благоприятные условия в регионе, скоро может остаться лишь одно название. Проблемы СЭЗ назревают уже давно, и с каждым годом инвесторы чувствуют себя все менее комфортно. За 22 года существования СЭЗ в республике законодательство менялось более 10 раз, и с каждой поправкой льгот у резидентов становилось все меньше. Срок действия налоговых и таможенных послаблений истекает уже в конце 2018 года, а это может привести к тому, что резиденты СЭЗ перенесут свое производство в соседние страны, к примеру, в Казахстан.
Предыстория
В 1992 году в Кыргызстане принят закон о свободных экономических зонах, который и послужил основой создания СЭЗ в республике. Главной целью создания таких зон было обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и новых технологий в страну.
Резидентам СЭЗ предоставили около 10 различных льгот. Среди них были и низкие ставки за пользование землей, льготные валютные расчеты, освобождение экспорта от квотирования и лицензирования и многое другое, но главное - освобождение от уплаты НДС. Такие привлекательные условия стали быстро притягивать инвесторов.
Однако уже через четыре года в законе о СЭЗ убрали большую часть льгот, оставив практически лишь только освобождение от НДС. Но вместо 10 лет действия послаблений с возможностью продления предоставили льготы на весь период деятельности предприятий в СЭЗ.
«Такие условия привлекли инвесторов, которые стали заходить в наши СЭЗ, вкладываться, строить заводы практически на пустом месте», - рассказал глава Ассоциации инвесторов СЭЗ Данияр Кошоев.
Число инвесторов все больше росло и перевалило за 400 предприятий. Однако уже в 2000 году очередные поправки в закон изменили правила игры. Для новых резидентов свободных экономических зон освобождение от уплаты НДС больше не действовало. Оно распространялось лишь на тех 400 предпринимателей, которые успели вступить в СЭЗ до 2000 года. После этого законодательство менялось еще не раз.
«Происходили разные изменения. К примеру, ввели квотирование, согласно которому лишь 30% произведенной продукции можно было продавать в КР, а остальные 70% - за рубеж. Предприниматели и так старались выходить на другие рынки, но, когда им поставили вот такие жесткие рамки, у них начались проблемы. Многие попросту не смогли конкурировать на других рынках, поставляя такие объемы. Если кто-то брал сырье из Китая, то произведенную продукцию из этого сырья поставлять опять на этот же рынок не получалось, потому что там этот продукт был дешевле.
Квотирование действовало несколько лет до того, как страна не вступила в Таможенный союз, регламент которого запрещал такого рода квоты. Но к этому времени многие инвесторы уже ушли из Кыргызстана», - отметил глава ассоциации.
На сегодня СЭЗ покинула почти половина активных бизнесменов, некоторые из которых обеспечивали конкурентоспособные товары и рабочие места. К примеру, закрылся завод по производству холодильников. В общей сложности закон о свободных экономических зонах претерпел 11 редакций. Оставшиеся 298 инвесторов могли бы как-то продолжать свою деятельность, если бы не одно «но».
Льгот больше нет. Можем расходиться
В 2009 году льгот собрались лишить и тех немногих резидентов, которые получили их до 2000-го. Новый закон гласил, что льготное налогообложение и таможенный режим будут действовать в течение 10 лет со дня принятия Налогового кодекса. А этот срок истекает уже в конце этого года.
На днях Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение очередные поправки в закон о СЭЗ. Была надежда на то, что эти поправки продлят льготный таможенный и налоговый режимы, однако практически весь законопроект посвящен процедурам передачи управлением СЭЗ из рук госдирекции частным структурам.
Инвесторы пошли на разведку
Тем временем предприниматели уже серьезно подумывают о том, чтобы перейти в другие свободные экономические зоны, где условия более привлекательные и самое главное – стабильные.
Гражданин Казахстана Ильяс Щимеев, чья компания занимается поставкой на кыргызский рынок рыбной продукции, начал свое производство в Кыргызстане еще в 1996 году с переработки сельхозпродукции. Как резидент СЭЗ, он пережил все изменения в законе и, несмотря на это, все еще оставил свое производство в республике.
«Самым сильным ударом для нас был законопроект 2008-го, согласно которому льготы должны были закончиться через 10 лет. Времени, вроде, было много, а как оказалось, они заканчиваются уже в этом году. Если их не продлят, то нам будет невыгодно, помимо остальных видов налогов, платить еще и НДС», - прокомментировал инвестор.
Помимо налога на добавленную стоимость, составляющего 12%, резиденты СЭЗ должны платить от выручки до 2% за предоставление льготных условий, которых в следующем году уже может и не быть. Однако в законе по-прежнему прописаны пункты, согласно которым отчисления предприниматель будет платить, но только называются они теперь по-другому.
«Учитывая предстоящую отмену налоговых льгот Законом от 11 января 2014 года «О свободных экономических зонах в КР», название платы изложено в новой редакции, оно стало называться «оплата Генеральной дирекции СЭЗ за право осуществления деятельности на территории СЭЗ в качестве субъекта СЭЗ», - пояснили в Минэкономе.
Бизнесмен считает, что фискальная нагрузка, которая ляжет на плечи резидентов СЭЗ, сделает их бизнес неконкурентным.
«Существуют контрабандные грузы, которые заходят из России и Казахстана, эти товары нигде не фиксируются и не облагаются налогами. Та же рыба, которую я завожу из Норвегии, будет в разы обходиться мне дороже, а значит, и покупателям. Я, как предприниматель, попросту не смогу конкурировать с контрабандой, которая не платит никаких налогов. К примеру, в КР ежемесячно, по предварительным подсчетам, контрабандным грузом заходит 60 тонн, и это только семга. От этого объема государство теряет 1.5 - 2 млн сомов недопоступлений в виде налогов», - подчеркнул Щимеев.
Он рассказал, что коллеги из СЭЗ Бишкека в последнее время уже активно интересуются у него об условиях пребывания в казахстанских свободных экономических зонах.
«В Казахстане есть СЭЗ, где дают первоначальные льготы от всех видов налогов. Это те же самые условия, которые давали и в Кыргызстане еще в самом начале. И не только я рассматриваю вариант переноса предприятия в Казахстан, многие крупные компании уже готовы это сделать. И если со стороны госорганов не будет никаких решительных действий, мы уйдем», - заверил предприниматель.
Однако не только производственные компании подумывают о выходе из состава СЭЗ. Руководство единственного в СЭЗ Бишкека коммерческого банка также рассматривает этот вариант.
«Изменения льготного режима на нас несильно скажутся, мы уже давно платим налоги не на льготной основе. У нас уже 80% кредитного портфеля находится в городе, и нам приходится постоянно разделять обороты внутри СЭЗ и вне. Мы пока еще только задумываемся, стоит ли уходить или нет. Но, как бы ни было, мы за развитие СЭЗ, а для этого нужна новая стратегия», - отметил директор по развитию бизнеса «Банка Азии» Владислав Тен.
Немного о последствиях
В настоящее время резиденты СЭЗ обеспечивают около 3 тыс. рабочих мест, и перенос производства в другую страну грозит тем, что все эти люди останутся без работы. Кроме того, другие виды фискальной нагрузки, такой как подоходный налог, социальные отчисления и обязательная пошлина, будут поступать в казну, но уже другого государства. А это порядка 230 млн сомов ежегодно.
«Государству важно понимать, что мы не единственная страна в мире, которая создает такие СЭЗ. Их цель – привлекать инвестиции и технологии. Первые инвесторы пришли на пустырь, на котором начали в счет аванса строить коммуникации для создания этой свободной экономической зоны, обещали льготные условия, которые будут действовать, можно сказать, вечно. Но, как оказалось, кыргызское правительство не смогло сдержать свое обещание, о чем говорят многочисленные изменения в законе», - считает глава Национального альянса бизнес-ассоциаций Улук Кыдырбаев.
Нестабильность законодательства может привести к тому, что другие инвесторы, которые задумывались зайти на рынок Кыргызстана, могут отказаться от своего решения.
«Если законодательство разрабатывается без учета мнения бизнеса, то это отпугнет инвесторов. Если их не слушают и не спрашивают мнение, то они начнут искать другие варианты. Тем более что в России и Казахстане предлагают лучшие условия, и там есть возможность сразу выйти на большие рынки сбыта», - заметил глава альянса.
Тен полагает, что изменение условий пребывания инвесторов в КР может привести к еще более серьезным последствиям.
«Есть закон об иностранных инвестициях, который защищает инвесторов. И республика не может в одностороннем порядке разрывать с ними отношения. У многих из них договоры на 80-90 лет. При изменении льготных условий сразу посыпятся судебные иски. Инвесторы не будут сидеть и молчать, потому что они вложили в свои предприятия миллионы долларов», - заметил представитель банка.
Надежда есть
Минэкономики вышло на диалог с бизнесменами и пообещало в дальнейшем создавать совместные рабочие группы для анализа текущей ситуации и выработки совместных решений.
«По сравнению с тем, как было в предыдущие годы, в этот раз к бизнесу начинают прислушиваться и интересоваться их мнением. Но как это пройдет дальше, еще неизвестно, на это еще нужно смотреть», - сказал Кыдырбаев.
На днях в рамках встречи, инициированной Минэкономом, с предпринимателями обсудили дальнейшие действия касательно льгот. Специально для этого создана совместная рабочая группа, которая будет прорабатывать вопросы продления налоговых льгот.
«Фискальная часть, касающаяся резидентов СЭЗ, в законопроекте о СЭЗ не идет, по ней будет отдельная часть в Налоговом кодексе. Возможно, им продлят льготы еще на 10 лет. Но это зависит от многих факторов: если Минфин и депутаты поддержат и дальнейшие процедуры пройдут успешно. Это решение важное, и мы надеемся, что в течение двух-трех месяцев оно будет принято», - заверил заместитель министра экономики Эльдар Абакиров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus