В Узбекистане приступили к строительству первой в Центральной Азии атомной электростанции. Экологи считают, что проект АЭС, которую намерены построить в местности, граничащей с югом Казахстана, должен пройти обсуждение в экспертных кругах двух стран, пишет «Азаттык» (Казахстан).
В пятницу, 19 октября, президент России Владимир Путин и президент Узбекистана Шавкат Мирзияев объявили о запуске проекта по строительству первой в Центральной Азии атомной электростанции.
В своем выступлении на пресс-конференции по итогам переговоров Владимир Путин заявил, что строительство АЭС в Узбекистане позволит, как он считает, обеспечивать чистой и недорогой энергией не только эту страну, но и другие государства Центрально-Азиатского региона.
– Два энергоблока АЭС общей мощностью 2,4 ГВт обеспечат производство недорогой и чистой электроэнергии, которую планируется поставлять потребителям как в Узбекистане, так и в других странах Центральной Азии, что будет способствовать энергетической стабильности не только Узбекистана, но и всего региона, – сказал Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин (слева) и президент Узбекистана Шавкат Мирзияев на церемонии запуска строительства АЭС. Ташкент, 19 октября 2018 года.
Президент России Владимир Путин (слева) и президент Узбекистана Шавкат Мирзияев на церемонии запуска строительства АЭС. Ташкент, 19 октября 2018 года.
По сообщениям, АЭС планируют построить близ Тудакульского водохранилища в Навоийской области Узбекистана. Станцию построит российская корпорация «Росатом».
Сообщается, что стоимость проекта оценивается в 11 миллиардов долларов США. Строительство АЭС планируют завершить в 2028 году. Станция будет построена по российскому проекту. По такому же проекту сейчас ведется строительство АЭС в городе Островец в Беларуси.
16 октября президент Узбекистана Шавкат Мирзияев утвердил соглашение с Россией о строительстве АЭС. Узбекские власти считают, что строительство атомной электростанции позволит сэкономить четыре миллиарда кубометров природного газа.
ТУДАКУЛЬСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ – КАЗАХСТАН. 500 КИЛОМЕТРОВ
Тудакульское водохранилище, близ которого планируют построить АЭС, находится в 500–600 километрах от Казахстана. При реализации крупных проектов, влияющих на окружающую среду, таких как атомная электростанция, в большинстве стран мира руководствуются Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте, принятой по инициативе Европейской экономической комиссии ООН.
Согласно конвенции, страна, в планы которой входит строительство АЭС, должна заранее уведомить соседние государства о проекте. После этого страны могут участвовать в процедуре оценки воздействия на окружающую среду и внести свои предложения.
Граница между Казахстаном и Узбекистаном. 16 мая 2018 года.
Граница между Казахстаном и Узбекистаном. 16 мая 2018 года.
Узбекистан к этой конвенции не присоединился и не уведомил казахстанскую сторону о строительстве АЭС. Об этом говорится в официальном ответе министерства энергетики на запрос Азаттыка.
«Обязательства, предусмотренные конвенцией, возникают лишь у государств – участников конвенции или присоединившихся к ней. Однако Республика Узбекистан не является участником конвенции, поэтому у нее нет обязательств по уведомлению трансграничных государств о планах по строительству АЭС. В связи с этим, со стороны Узбекистана уведомления о строительстве АЭС в адрес Казахстана не поступало», – говорится в ответе министерства.
«500 КИЛОМЕТРОВ – ЭТО НИЧТО»
Некоторые экологи считают, что в обсуждении проекта АЭС должны участвовать специалисты обеих стран, поскольку на кону стоит вопрос экологии и безопасности населения, даже если Узбекистан не ратифицировал конвенцию.
– Если авария, то 500 километров – это ничто. В случае с другими объектами, конечно, 500 километров – это далеко. А вот в конкретном случае… любое государство должно участвовать как-то в обсуждении, – говорит руководитель общественного объединения «Экофорум» Вадим Ни.
Глава общественного объединения «Экофорум» Вадим Ни.
Глава общественного объединения «Экофорум» Вадим Ни.
По мнению эколога, в отсутствие министерства по охране окружающей среды какие-то функции может взять на себя министерство иностранных дел – никаких препятствий для запроса министерством у узбекской стороны соответствующей информации нет. Можно даже создать специальную рабочую группу, считает эколог.
– Сейчас по мере поступления информации в обществе всё равно будут обсуждать этот вопрос. Вместе с тем из-за отсутствия экологической информации могут появиться и мифы. Это важно обсуждать на государственном уровне и информировать население: «Да, мы знаем, это такая технология. Вот это будут делать. Такие риски». Государство должно взяться за это. Иначе всё равно будут на этом спекулировать, – говорит Вадим Ни.
По мнению директора региональных программ Ассоциации развития гражданского общества «АРГО» Кайши Атахановой, в этом вопросе «казахстанская сторона не может приказывать и оказывать давление на узбекскую сторону». Однако, считает она, руководство двух государств должно понимать важность проблемы и принять соответствующие меры.
По мнению эколога, обеспокоенность казахстанцев строительством опасного объекта по ту сторону границы вполне оправданна: люди должны знать, какие меры будут приняты в случае аварии, будет ли Узбекистан выплачивать компенсацию.
– Мы должны понимать, что являемся соседними странами. В Северном Казахстане, граничащем с Россией, существуют такого рода проблемы. Там есть очень опасные объекты. Они близко расположены к нам, в 100 километрах от линии границы. Но эти вопросы решаются мимоходом. Сейчас нет министерства по охране окружающей среды. Комитет экологического регулирования и контроля в обязательном порядке должен этим заняться, – полагает Кайша Атаханова.
По мнению эколога, атомные реакторы «+3» сложно назвать реакторами последнего поколения с применением новых технологий.
– Все атомные реакторы третьего поколения очень опасны. Это всё те же самые реакторы. Там были и аварии. Информация об этом есть в открытом доступе в СМИ, – говорит Атаханова.
Между тем председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Шаймерден Уразалинов говорит, что «АЭС строит Узбекистан, и это его право».
– Это право Узбекистана. Только с умом надо делать. По современным технологиям. Нельзя всё время опасаться, – говорит Уразалинов.
Наши попытки получить комментарии по этому поводу у узбекской стороны не увенчались успехом.
Конвенция ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (ОВОС) была принята в 2000 году. По официальным данным, требования этой конвенции были соблюдены казахстанской и кыргызстанской сторонами при разработке трансграничных проектов Джеруй и Андаш.
Золоторудные месторождения Джеруй и Андаш расположены в Таласской области Кыргызстана. Рудники находятся в 40 километрах от кыргызско-казахской границы. Свои комментарии по поводу месторождения Джеруй казахстанские власти направили Кыргызстану в 2011 году, по поводу месторождения Андаш – в 2006 году.
В Центральной Азии пока нет АЭС. С 1973 по 1999 год в Актау работал реактор на быстрых нейтронах. Его мощность составляла 350 МВт. Между Астаной и Москвой в настоящее время ведутся переговоры по строительству двух атомных станций.
Правила комментирования
comments powered by Disqus