По итогам визита президента России в Узбекистан было достигнуто большое количество договоренностей и обсужден широкий круг вопросов. В их числе – вероятное подписание пенсионного соглашения, подразумевающего выплату пенсий мигрантам из Узбекистана, легально работающим на территории РФ.
Результатом визита стало подписание меморандума о сотрудничестве в социально-трудовой сфере между Минтруда России и Министерством занятости и трудовых отношений Узбекистана. Документ направлен на укрепление взаимодействие по нескольким направлениям: анализ и мониторинг рынка труда, содействие занятости населения и организованному привлечению иностранной рабочей силы, защита трудовых прав и другое.
Однако, несмотря на данные договоренности, ситуация в сфере трудовой миграции оставляет желать лучшего.
О проблемах рабочих из Узбекистана рассказал эксперт по вопросам трудовой миграции Института демократии и прав человека Шухрат Ганиев.
Ситуация с трудовыми мигрантами из Узбекистана, вопреки нашим ожиданиям, по истечении двух лет правления нового Президента так пока и осталась без изменений. Все тот же сезонный наплыв наших граждан в Россию и те же обратные миллиардные переводы в семьи… Чуда не произошло, и тысяч рабочих мест, о которых власть говорила все время, так и не появилось. А развитие экономики страны, будем откровенны, пока оставляет желать лучшего.
Мигранты Узбекистана на сегодня так и остаются самыми крупными инвесторами, переводя на родину от 3,5 до 4 млрд долларов ежегодно.
По данным независимых экспертов, проводивших исследования по легитимизации граждан Узбекистана, работающих в России, от 68 до 70% гастрабайтеров остаются нелегалами, и если переводить это в цифры, то получается от 2 до 2,5 млн. людей в настоящее время работают в «тени».
Тенденция роста этого количества наблюдается, и, скорее всего, к сезону весна-лето мы будем свидетелями еще большего увеличения потока гастрабайтеров. Эти люди работают в различных сферах российской экономики, но безусловно больше всего - в строительстве, торговле, сфере услуг и т.п.
Будучи в массе своей низко квалифицированной рабочей силой, узбекская трудовая миграция будет и дальше продолжать занимать примитивные уровни в базе российского работодателя. Кто конкурирует с ними в этом сегменте из российских граждан? На мой взгляд, в ближайшее время резкого роста спроса со стороны россиян на места уборщиков или разнорабочих не предвидится. Хотя бы исходя из того, что существует спрос на более высококвалифицированных специалистов, а судя по динамике выпуска таких специалистов заведениями РФ – они вполне могут трудоустроиться по своему базовому уровню. А вот актуальной может в скором времени стать вынужденность российских пенсионеров стараться продолжать работу из-за предстоящей пенсионной реформы.
Работодатель при всех заверениях властей, скорее всего,будет стараться освобождаться от потенциальных пенсионеров, и эта часть пожилых людей вполне может начать претендовать на места уборщиков, охранников, просто разнорабочих.
Узбекские власти, в частности, Министерство труда и занятости разработало ряд предложений по снижению уровня нелегитимной миграции в Россию. Предложены схемы прямого заключения трудовых контрактов с работодателем РФ и гражданами РУз под контролем представителей Минтруда. Но результаты такого подхода показывают, что пока схемы так же страдают отсутствием реальной заботы об условиях работы наших граждан или просто игнорированием пунктов трудового контракта со стороны представляющих рабочие места.
Не отработаны механизмы контроля соответствия оплаты за труд, и мы в наших мониторингах неоднократно указывали на такие эпизоды.
Соглашение о пенсионном обеспечении граждан РУз,работающих в РФ, конечно, вызвало интерес у трудовых мигрантов, но возникает масса вопросов, в первую очередь,связанных с легитимностью примерно 3-миллионной армии гастрабайтеров.
Я не скептик, но все же пока не вижу ни отработанных законов в части пенсионного обеспечения гастрабайтеров,ни того механизма, который заставил бы наживающуюся на коррупционных теневых поставках живой дешевой рабочей силы армию узбекских трафикеров и российских чиновников отказаться от приносящей баснословную прибыль схемы.
В первую очередь, на мой взгляд, мы должны легализовать каналы поставок трудовых мигрантов в Россию. От начала отбора - найма в пунктах в Узбекистане до поступления на рабочее место. А это целый блок изменений в национальном законодательстве как Узбекистана, так и России.
Мы должны заставить изменить стереотип российского работодателя по отношению к узбекским рабочим. Только когда принимающая сторона начнет понимать, что ответственность за трудовое соглашение будет таким же суровым по последствиям, как и в случае гражданина России, начнет меняться ситуация с отношением к трудовым узбекским мигрантам.
Правила комментирования
comments powered by Disqus