На смену закону о СМИ от 1991 года в Туркмении пришел новый. На этом настаивали международные организации. Что же получилось в итоге, рассказывает DW.
Начало 2013 года для журналистов Туркмении ознаменовалось подписанием президентом страны нового закона о средствах массовой информации. Но прошли три недели, а зарубежные наблюдатели не отмечают позитивных изменений, касающихся массмедиа, в стране, где их деятельность до сих пор регулировалась еще законом о СМИ от 1991 года.
Хотя, как отметил в интервью DW лидер туркменской оппозиционной Республиканской партии в изгнании Нурмухаммед Ханамов, новый закон был подготовлен с участием международных организаций. Они консультировали авторов законопроекта по вопросам соответствия его положений демократическим нормам. "В нем собрано многое, что необходимо для свободных СМИ. Основное в законе - это запрещение цензуры", - считает Ханамов.
Цензуру отменили - цензоры остались
Международные организации, в частности, БДИПЧ ОБСЕ много лет добивались от Туркмении принятия нового, более прогрессивного закона о СМИ, рассказывает DW председатель правозащитной организации "Туркменская инициатива по правам человека" (ТИПЧ) со штаб-квартирой в Вене Фарид Тухбатуллин. Поэтому сам факт принятия закона внушает определенный оптимизм.
Но, по словам Тухбатуллина, закон не повлиял на деятельность Комитета по охране государственных тайн в печати. Цензура, осуществляемая этой структурой, продолжает существовать в жесткой форме. Этот факт подтверждает и британский аналитический институт IWPR.
"В новом законе не указано, что деятельность Комитета прекращена или ограничена. Сейчас конец января, а наш сайт по-прежнему заблокирован, хотя закон гласит, что население имеет право получать информацию, в том числе зарубежных СМИ. Многие другие сайты, публикующие критическую информацию о Туркмении, тоже заблокированы", - сказал Фарид Тухбатуллин.
Регистрации частных СМИ придется ждать долго
Он перечислил наиболее значимые изменения в деятельности туркменских СМИ, определенные новым законом. Так, документ разрешает создание СМИ юридическим и физическим лицам, общественным организациям. Хотя, сразу добавляет правозащитник, наверняка уже имеются подзаконные акты, регулирующие их регистрацию, но они предназначены для внутреннего пользования.
"Год назад был принят закон о политических партиях. Полгода назад была учреждена первая партия по этому закону, но ее до сих пор не регистрируют. Так что ждать, когда в соответствии с законом о СМИ зарегистрируют не то что независимое, а частное СМИ, придется долго", - говорит он.
Хотя, рассуждает собеседник DW, нельзя исключить, что формально такой прецедент будет создан Ашхабадом накануне специальной процедуры УПО (Универсальный периодический обзор - Ред. ), в рамках которой 22 апреля в ООН будет рассматриваться ситуация с правами человека в Туркмении.
Далее, согласно закону, к СМИ могут быть отнесены интернет-издания и веб-сайты. "Но это внушает определенные опасения, потому что если кто-то ведет свой блог, что в Туркмении само по себе очень сложно, то от него могут потребовать регистрации блога как СМИ, и будут вдвойне контролировать", - указывает Фарид Тухбатуллин. По его оценке, закон в целом предоставляет власти много контрольных функций. Например, за публикации, оказывающие вредное влияние на здоровье человека, издание может быть закрыто.
"Но как это определить, не указано. У чиновников тут свобода интерпретации, что считать вредным. Есть ответственность масс-медиа за клевету, за недостоверность сведений, но я не вижу ответственности чиновников перед СМИ за отказ от предоставления информации или за контроль над СМИ", - рассказывает глава ТИПЧ.
Закон не согласовали с журналистами
Показательно, что этот закон не был согласован с журналистами, живущими в Туркмении. Его текст не был заранее опубликован, отмечает Нурмухаммед Ханамов. "Как его родили, так он и будет работать. Как можно совместить свободные СМИ и диктатуру? Это из серии фантастики", - считает лидер оппозиционной Республиканской партии в изгнании. Он напоминает, что международная организация "Репортеры без границ" назвала закон оторванным от реальности.
Российская журналистка Жанна Голубицкая, которой в 2012 году отказали во въездной визе в Туркмению для посещения ежегодной книжной выставки в Ашхабаде, иллюстрирует атмосферу в туркменских СМИ времен правления президента Гурбангулы Бердымухамедова примером из 2011 года.
"Они настолько привыкли писать о своем отечестве все только праздничное и радостное, что, когда взрывались снаряды на военных складах в Абадане, они сообщили, что это фейерверки, не сильно заботясь о том, что истина обязательно станет известна. А ведь местные жители - не слепоглухонемые", - говорит она в интервью DW. "Меня удивило, что никакой смысловой нагрузки - даже идеологической - в этой лжи не было! Снаряды-то были старые, советские, а в том, что их вовремя не утилизировали и забыли в пустыне даже президента никак не обвинишь", - отмечает Жанна Голубицкая.
Правозащитник Фарид Тухбатуллин считает, что и после принятия нового закона о СМИ опубликовать мало-мальски критический материал журналисту в Туркмении все равно будет невозможно. "Даже слово "проблема" является в местных СМИ запрещенным. За последний год нам не стало известно ни одного прецедента появления более-менее свободной, даже не критической статьи в каком-либо республиканском СМИ. А в региональных СМИ страха еще больше, там над редакторами бдят еще и местные власти", - говорит Тухбатуллин.
Автор: Виталий Волков
Источник: http://www.dw.de
Правила комментирования
comments powered by Disqus