Конец октября и начало ноября выдались горячим для казахстанцев в свете празднования столетия Комсомола и из-за очередной годовщины Октябрьской революции. Общество разделилось на два лагеря — кто бережно вспоминал о советском прошлом, и тех, кто его активно клеймил.
Юбилей ВЛКСМ местные коммунисты отметили с размахом, как и полагается. И даже в стенах парламента разгорелись активные споры о том, можно ли этот праздник вспоминать и что для Казахстана значил период вхождения в СССР. Как выяснилось, 7 ноября немало казахстанцев с ностальгией вспомнили и даже отпраздновали очередную годовщину Октябрьской революции.
Сегодня в республике есть памятники Сталину и Ленину, несмотря на попытки власти десоветизировать сознание. Как оказывается, память об СССР жива и даже предпринимаются отчаянные попытки воскресить советский дискурс.
Назарбаев не антисоветчик
Стоит сказать, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, в отличии, скажем, от покойного узбекского лидера Ислама Каримова, с советским наследием никогда не боролся.
Назарбаев любит и попеть советские песни, и открыто признается, что его любимым фильмом является «Весна на Заречной улице». Также он не против того, что в стране есть коммунистическая партия.
Так почему же Казахстан не отпускает тоска по советскому прошлому?
Страна на грани нервного срыва
Политолог Денис Кривошеев считает, что казахстанское общество пребывает на грани внутреннего конфликта.
«Я не был комсомольцем и был откровенно плохим пионером и не ностальгирую по советским временам, ибо моя настоящая молодость пришлась на годы нестабильности и полного развала. Те, кто сейчас с теплотой вспоминают об этих временах, больше эмоционально погружены в ощущения молодости. Тогда казалось, что все были равны. Возможности открывались, была понятна стратегия собственного развития, были понятны механизмы продвижения, как это модно говорить, имелись социальные лифты», — заметил Кривошеев.
Пример с Китая
Политолог Султанбек Султангалиев, который поддерживает левые взгляды, отметил, что у него никаких ностальгических воспоминаний, связанных с комсомолом, нет по причине относительной молодости. Он не был в комсомоле. По его словам, необходимо прекращать «практику войны с мертвыми львами» и отнестись к истории своего народа с должным уважением.
«Посмотрите на наших восточных соседей. Китайцы не уничтожают памятники бывшим императорам и коммунистическим вождям. Они отдают себе отчет в том, что все это неотъемлемая часть национальной истории, какой бы она не была. Коммунистические знамена, до сих пор развевающиеся на китайском политическом олимпе, совершенно не мешают им строить ведущую экономику мира, сочетающую лучшие элементы капиталистической и социалистической экономик», — сказал Султангалиев.
По его словам, в Казахстане спустя почти 28 лет после обретения независимости считают, что главный источник современных проблем не коррупция и воровство, а преступления коммунистического режима.
Национал-патриоты не справляются
Султангалиев считает, что зачинщики хайпа по поводу столетия комсомола переусердствовали. И топовые национал-популисты не смогли удержать свою паству. Политическим последствием этой бури в стакане воды является провал некоторыми лицами экзамена на политическую зрелость. Поэтому перспективы возникновения в Казахстане партии националистического толка отдаляются за горизонт, заметил политолог.
По его словам, битва вокруг юбилея комсомола стала еще одним ярким подтверждением факта глубочайшей разделенности казахстанского социума, так как государственная идеология в Казахстане еще не сложилась в ее окончательной форме.
«На протяжении всех лет независимости осторожно, но последовательно шли поиски того формата идеологии, которая бы послужила фундаментом государственности. Само понятие имеет различные формы, наиболее адекватно отражающие ментальность того или иного социума. Государственная идеология совсем не обязательно должна быть в литой шинели КПСС — это распространенная ошибка. Она может быть в формате голливудской «американской мечты», в китайском конфуцианстве, британском приоритете культурных традиций», — заметил Султангалиев.
Ностальгия о величии
В настоящее время в Казахстане крайне заметно активное разделение людей на два лагеря. Тех, кто поддерживает Россию и ментально тяготеет к советским лекалам и тех, кто заявляет о самостийности. Это, как правило, местные национал-патриоты и совсем небольшая часть прозападной молодежи.
Село, куда цивилизация в основном не пришла, тоскует по СССР и это заметно. Люди считают, что в советские времена можно было добиться хоть какой-то справедливости из Центра. Например, провести воду или газ. Город живет иначе, и здесь, где есть возможности, их появление связывают исключительно с крахом советской системы. Но даже в городах, где не все получили доступ к ресурсам, ностальгия по прошлому возрастает.
Социолог Гульмира Илеуова заметила, что все опросы показывают, что 70% населения Казахстана поддерживают идею интеграции с Россией, а через нее как бы стремление хотя бы метафизически восстановить СССР.
«У нас поддержка интеграционных процессов с Россией на уровне 70%, но в основе лежит не интеграция с Россией, а именно неудовлетворенность решением социальных проблем и ностальгия и воспоминания о прошлом большом государстве», — заключила она.
Правила комментирования
comments powered by Disqus