На днях в Узбекистане был обозначен ряд проблем, которые мешают развитию туризма в стране. Все они отражены в проекте постановления главы государства "О мерах по развитию туризма в Республике Узбекистан в период до 2025 года".
Сюда входит медленный темп строительства гостиниц и хостелов, несовершенство транспортной инфраструктуры и логистики, недостаточно эффективная работа учреждений культурного назначения и многое другое. Однако есть еще и другие вопросы, которые создают проблемы, и, как следствие, тормозят развитие туристической индустрии. Представители этой отрасли рассказали в интервью АН Podrobno.uz, с какими проблемами они сталкиваются и почему чиновники не спешат решать их.
Узбекистан располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У страны есть все необходимое – богатое историческое и культурное наследие, уникальный природный ландшафт, необыкновенно вкусная кухня, гостеприимное население.
Тем не менее, если спросить у местных жителей и иностранцев, почему они не путешествуют по Узбекистану, то большинство из них назовут две основные причины – высокие цены и низкое качество сервиса. Если задать этот же вопрос работникам отрасли, то к этим двум проблемам они добавят и ряд других нерешенных вопросов.
Проблема №1: Гостиницы не хотят работать через турагентов-резидентов
Сегодня на узбекском рынке конкуренция среди турфирм достаточно сильна. Масло в уже полыхающий огонь подливают туристические агентства и корпоративные партнеры из соседних стран, которые ведут незаконную деятельность в республике. Помимо этого, местные отели создают препятствия отечественным туристическим агентам. Об этом в интервью АН Podrobno.uz сообщил исполнительный директор туристической фирмы Yasmina-tour Искандар Ахмедов.
По словам эксперта, нередко возникают неприятные инциденты, когда турфирмы заблаговременно бронируют определенное количество номеров, но по приезду туристов выясняется, что бронь действительно подтверждена, но мест нет. В таких ситуациях отели предлагают дополнительно оплатить определенную сумму, и, желательно, в наличной форме. И тут глупо рассуждать о том, насколько сильно такие гостиницы портят имидж узбекского туристического рынка.
"Кроме того, в Узбекистане есть ряд гостиниц, которые предоставляют туристические услуги не только в виде размещения и питания, но и оказывают транспортные и экскурсионные услуги. Такие благоприятные условиям им создало правительство, которое сегодня выдает гостиницам лицензии для предоставления услуг "международного туризма", вместо "гостиничных услуг". То есть систему работы гостиниц и турфирм приравняли. Поэтому неудивительно, что отели забирают работу у туристических фирм Узбекистана и особо не хотят сотрудничать с ними, хотя сегодня именно турфирмы являются разработчиками и двигателями туристического продукта на мировом рынке", – рассказал Искандар Ахмедов.
Конечно, это личное дело каждого предпринимателя, с кем и как ему работать. Правда есть одно "но". Дело в том, что гостиницы напрямую не отказываются сотрудничать с турфирмами, но при этом открыто перебивают им цены. Стоит отметить, что сегодня практически все туристические агентства перестали ставить наценки за гостиничные номера, чтобы не терять клиентов, хотя в цивилизованных странах принято от прибыли отеля давать комиссионное вознаграждение турфирмам.
"Турфирмы сталкиваются с непорядочным отношением со стороны отелей. Нередко бывают такие моменты, когда туристы заказывают у нас программу, где расписаны детали пребывания в стране – маршрут, экскурсия, название гостиницы и т.д. И зачастую, прежде чем приобрести путевку, иностранцы связываются с отелем и уточняют стоимость номера. Тут самое интересное – в последнее время гостиницы сдают номера напрямую дешевле, чем через турфирмы. Естественно, многие туристы после этого отказываются заключать договор, ведь они убеждены, что все остальные расходы тоже искусственно завышены турфирмой и решают сотрудничать уже с гостиницей, как с туроператором. И тут мало кого волнует, что для разработки подробного маршрута туристическая фирма тратит свои деньги и время, и никто не компенсирует это", – отметил Ахмедов.
Так, например, недавно к турфирме обратилась группа из Казахстана в количестве 102-х человек. Турфирма подготовила для них программу, все рассчитала и забронировала, но, когда пришла пора платить, пришло сообщение из Казахстана, что турлидер заболел, поэтому поездка отменяется.
"Когда начали отменять бронь, выяснилось, что казахская группа напрямую связалась с отелем, где им предоставили номера по более низкой цене. Поэтому турлидер отказался от наших услуг. Более того, он отказался от услуг и гида, экскурсию решил вести сам, хотя не имеет для этого соответствующую лицензию и не проходил обучение в центре подготовки гидов при Госкомтуризма, как этого требует законодательство Узбекистана. Как в таких случаях выйти на прибыль? Если все отели начнут такую практику, то это приведет к "черной" бухгалтерии", – сетует Искандер Ахмедов.
Выглядит это следующим образом: турфирма (резидент или нерезидент), пытаясь сбалансировать цену на уровне отеля, берет у клиента плату за гостиничный номер по заниженной стоимости и нигде в документах не фиксирует это. То есть, проценты в бюджет не доходят. В определенной степени получается, что гостиницы принуждают турфирмы Узбекистана работать в обход закона.
"Они подставляют туристические агентства Узбекистана, подталкивают их к тому, чтобы они завели "черную" бухгалтерию. По этой причине наша компания перестала работать со многими отелями. Если участники туристического сектора реально хотят, чтобы рынок динамично развивался и приносил пользу для всех, то нельзя сбрасывать со счета туроператоров. Конечно, есть гостиницы, которые работают прозрачно и честно, и с ними приятно иметь дело", – говорит Искандер Ахмедов.
Проблема №2: всем фиолетово
По словам Искандара Ахмедова, на данный момент складывается ситуация, когда турфирмы Узбекистан потихоньку выпроваживают с туристического рынка. Их никто не защищает, они предоставлены сами себе.
"Естественно, в таких условиях многие фирмы загибаются и покидают рынок, следовательно, закрываются рабочие места. Неоднократно обращались в соответствующие органы, давали "явки" и "пароли" тех, кто нечестно работает, однако разбирательство ограничивается одним звонком и предупреждением, что они должны работать честно и в рамках правового поля. Но недобросовестным предпринимателям, грубо говоря, фиолетово, они продолжают работать, как работали", – сказал он.
Справедливости ради, собеседник отметил, что среди турфирм тоже есть организации, которые ведут себя не корректно, но это уже результат вышеназванных проблем, они вынуждены приспосабливаться под особенности рынка.
"К сожалению, сегодня вести официальную деятельность обходится намного дороже, чем частную, нелегальную. Дело в том, что на рынке есть лица, которых мы условно называем черными туроператорами, занимающиеся выездными экскурсионными маршрутами не только по Узбекистану, но и за пределами страны. Естественно, эти люди в документах не фиксируют доход от этой деятельности, следовательно, не платят налоги. Их услуги стоят значительно дешевле, чем у легально работающих турфирм. Они прикрываются тем, что эти поездки не носят коммерческий характер, и якобы это отдых по интересам нескольких десятков человек", – сказал Ахмедов.
Действительно, сайты и соцсети пестрят объявлениями, где собирают группы из местных и иностранных граждан для подобных путешествий, как по стране, так и за ее пределами. А ведь в случае несчастного происшествия или мошеннических действий, привлечь к закону турфирму или "черного туроператора" будет крайне сложно.
Проблема №3: Booking убивает систему "организованного туризма Узбекистана"
Сегодня в мире одним из самых популярных турсервисов онлайн-бронирования является Booking.com. Его самое главное преимущество – ассортимент, благодаря которому есть возможность выбрать из более чем 1 миллиона вариантов размещения по всему миру.
Кроме того, это авторитетный международный бренд, поэтому в представлении многих людей Booking – это надежная система с проверенной годами репутацией. Турсервис работает очень просто – заключает с отелем договор на сдачу номеров за комиссионное вознаграждение. Можно также выбрать премиальное позиционирование, и отель будет в первых рядах рейтинга, но, соответственно, и комиссию будет платить больше.
"Головной офис находится в Амстердаме, но в ряде стран турсервис имеет свое представительство. Однако в Узбекистане Booking нигде не зарегистрирован и не имеет юрлицо, следовательно, не отчисляет в бюджет налоги. Тем не менее, большинство местных отелей предпочитают работать с этим сервисом. Опять же бронирование гостиниц частными лицами через Booking.com обходится значительно дешевле, чем через туроператоров Узбекистана, потому что гостиницы турагентам предоставляют свои услуги дороже даже при значительных объемах туристов. Через Booking им поступает валюта в наличной форме, потому отели предпочитают работать через них", – сообщил Искандер Ахмедов.
Естественно, все это порождает конфликты между всеми участниками туристического рынка.
Проблема №4: Гиды-нелегалы
Аккредитованные работники отрасли уже давно бьют тревогу по поводу нашествия гидов-нелегалов. В то время как определенное количество профессиональных гидов-переводчиков сидят дома без работы, по туристическим объектам водят местные и иностранные группы гиды, не имеющие документов, без знаний истории города и исторических объектов.
"Действительно, Узбекистан столкнулся с проблемой гидов-нелегалов. Экскурсоводы-нелегалы не только не владеют необходимой лицензией, но и перевирают факты о городах и памятниках, лишают законных заработков лицензированных специалистов и не платят налоги. Правда, последнее время государство начало отлавливать нарушителей, после чего определенное количество некогда нелегальных гидов согласились пройти обучение в учебном центре при Госкомтуризме, чтобы продолжить легальную деятельность. Однако таких людей немного, большинство продолжают незаконно проводить экскурсионную работу", – рассказывает профессиональный гид Саид Муминов.
Обычно это мужчины старше 35-40 лет, которые в свободное время таксуют у аэропортов и вокзалов, там же и "ловят" своих жертв. Они умеют убедительно говорить, внушать определенную информацию. Зачастую, эти лица обманывают туристов, говоря, что они оказывают лицензионные экскурсии. Их клиентами бывают как иностранцы, так и местные жители, которые плохо знают историю Узбекистана, поэтому не могут отличить реальные факты от вымышленных.
Услуги гидов-нелегалов стоят почти в два раза дешевле, чем у профессиональных экскурсоводов, потому что им не надо платить налоги. В то время как гиды, имеющие патент и лицензию, каждый месяц платит порядка от 400 до 700 тысяч сумов в государственную казну.
По словам Саида Муминова, от гидов-нелегалов страдают все. Профессиональные экскурсоводы, у которых неквалифицированные "коллеги" отбирают работу. Госбюджет, ведь прибыль от путешественников оседает в карманах нелегалов. Туристы, которых гиды обманывают – вместо подлинной истории страны им рассказывают альтернативные версии, порой откровенно фантастические.
"Например, недавно был такой случай в Шахи-Зинда, когда один из таких гидов рассказывал иностранной группе, что входная дверь в комплекс Кусама ибн Аббаса была сделана в эпоху Советского Союза и ей всего около 45 лет, тогда как на самом деле дверь была изготовлена в 1405 году. И таких горе-экскурсоводов достаточно. Эти люди на ходу придумывают легенды, пишут свою личную историю. И когда турист случайно из уст рядом стоящего гида слышит совершенно другую информацию, у него, естественно, складывается ощущение, что тут на каждом шагу их обманывают", – рассказывает экскурсовод.
Вообще, сейчас это очень распространенная тенденция. Приезжают даже гиды из Европы, которые проводят экскурсии здесь, и не понятно, что они рассказывают, коверкают историю или нет. Привлечь их к ответственности – невозможности. Они могут в любое время предоставить документы, свидетельствующие о том, что являются турлидерами и имеют право делится своими знаниями в своей группе. На этом вопрос будет закрыт, потому что в таких случаях сложно доказать, что он выполняет и роль гида.
"Очень важно отметить и тот факт, что из-за этих гидов портится культурное и историческое наследие нашей страны. Дело в том, что они не следят за тем, как себя ведут туристы, не предупреждают их, что трогать экспонаты категорически запрещается. Например, в центре мечети Биби-Ханым установлена мраморная подставка под Коран. Экспонат XV века, он не зачищен необходимым образом. И многие туристы пытаются лезть под эту подставку, приобнять ее и загадать желание. Неоднократно представили Британского музея мне говорили, что так оставлять экспонат и позволять людям дотрагиваться до таких исторических объектов нельзя. Но непрофессиональные гиды закрывают на это глаза, потому что не понимают всю ценность этого памятника", – заключил Саид Муминов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus