Еще пару лет назад Египет не вызывал большого интереса у казахстанских любителей путешествий. Сегодня ситуация стремительно меняется, да и общий поток туристов постепенно выходит на уровень 2010-го, когда эту страну посетили порядка 14 млн. иностранцев. В нынешнем году по сравнению с прошлым прибавка составила почти 40%, или порядка восьми миллионов человек.
Из жителей стран постсоветского пространства первыми оккупировали побережье Красного моря вездесущие россияне, легендарные любители all inclusive. Обострение отношений между Россией и Турцией переориентировало потоки туристов на Шарм-эль-Шейх, Хургаду и Дахаб. Однако катастрофа Airbus над Синаем в октябре 2015-го привела к тому, что бюджет Египта перестал пополняться деньгами граждан РФ в прежних объемах. Россияне и сейчас ездят на Красное море, но добираются в основном окольными путями через близлежащие страны, в том числе и через Казахстан.
Впрочем, владельцы отелей и пляжей компенсируют эти потери за счет итальянцев, немцев, поляков, украинцев и белорусов. Все больше воздушных бортов вылетает на родину пирамид и из Казахстана. Качество еды, дешевизна, исторические памятники и ориентация на русскоязычных делают свое дело.
Ехать на курорты Египта стоит тем, кто любит активный отдых, предпочитает сафари и дайвинг, пирамиды и Нил «ленивому» и пассивному поджариванию самих себя на лежаках возле баров. Ибо столь насыщенной и тяжелой программы экскурсий нет, наверное, ни в одной другой стране мира. В Красном море очень мало песчаных и галечных пляжей, что усложняет купание в море на мелководье без специальной обуви (рифки или корралки). Зато есть красивейшие рифы с потрясающим подводным миром. Это идеальные места для занятия снорклингом (плавание в маске с трубкой и в ластах) и дайвингом.
Здесь отличные гиды, чаще всего египтологи из местных с блестящим знанием русского языка, которому их учат не в русскоязычных странах, а в самом Каире. И им есть что показать и о чем рассказать. Из Шарм-эль-Шейха до столицы – почти пятьсот километров пути по пустыне с небольшими горами из базальта и известняка, проездом в тоннеле под Суэцким каналом и десятками полицейских постов. Поэтому ехать приходится 7-8 часов из Азии в Африку. И за сутки нужно успеть посмотреть мечеть Мохамеда Али, посетить Каирский музей, побывать на пирамидах и у Сфинкса, поплавать на барже по Нилу, вернее, по его восточному рукаву, проходящему через Каир. И это программа-минимум, хотя на то, чтобы внимательно осмотреть только музей, нужно несколько дней.
Местные гиды перед поездкой проводят долгую беседу с туристами, говорят о хитрых приемчиках местных торговцев сувенирами, настоятельно не рекомендуют вступать в полемику и вообще что-то у них покупать. Нагоняют жути, чтобы привезти к «своим» торговцам. Ну и, конечно, предупреждают, что столица не всем нравится из-за мусора и грязи. «Мы не называем Каир грязным городом, мы называем его городом контрастов», - говорят они. Сейчас постоянное население столицы – 24 миллиона человек.
Большая часть информации о Египте, которая преподносится как истина, строго говоря, на самом деле таковой не является. Например, знаменитая легенда о Наполеоне и Сфинксе звучит как самый настоящий исторический факт, красочно и интересно. «Когда местные жители стали возмущаться насилием французов и не захотели покориться им, Наполеон поставил пушки перед Сфинксом и расстрелял его лицо. Так он потерял нос. А до этого потерял бороду и змею на голове во время землетрясения. И Сфинкс теперь является живым доказательством варварства и дикости французов», - рассказывал наш каирский гид Мохаммед.
Интересна и история о том, как однажды американские ученые решили пустить шагающего робота для изучения внутренней части одной из пирамид. Тут же во всей Гизе отключилось электричество. На следующий день поднялась небывалая песчаная буря. Когда все успокоилось и ученые вновь предприняли попытку реализовать свою идею, жители Гизы собрались и поставили им ультиматум – не лезть в пирамиды, либо будет хуже. Правда, ученые мужи к этому моменту уже и сами решили отказаться от своего плана и убрались восвояси.
Вокруг пирамид в Гизе есть лишь объездная дорога, пешком их обойти по песку невозможно. Поэтому возят туристов в колесницах и верхом на верблюдах шустрые и крикливые цыгане и бедуины. Почти уже профессиональные фотографы, они снимают туристов на их гаджеты, а всю обратную дорогу клянчат деньги. С верблюдами вообще засада – тебя всеми способами пытаются посадить на них, причем бесплатно. Фишка в том, что слезть с ревущего дромадера можно, лишь уплатив бакшиш. Например, наш земляк при мне сумел ссадить свою беременную жену лишь за десять баксов. Вымучивание мелочи – вообще конек египтян. Главное – все торговцы говорят по-русски и чуть ли не насильно впихивают известняковые и базальтовые статуэтки, арафатки и магнитики. В случае отказа вслед сыпятся оскорбления. Лучший способ освободиться от назойливых торгашей – игнорирование.
Центральный музей Каира поражает своими масштабами. Разрешается снимать все, кроме маски Тутанхомона, вес которой составляет более десяти килограммов (чистое золото). Гиды полушепотом говорят, что большое количество ценных артефактов находится в Европе. «Мы молчим, потому что у нас сто миллиардов долларов внешнего долга. А у них наши артефакты. Поэтому это молчание взаимное», - рассказывает гид Амин.
Хотя Каир - город довольно грязный, удивляет изобилие возделанных участков даже в центральных районах мегаполиса. Особенно на островах посреди города. Говорят, что местных жителей хотели переселить с островов в бесплатные квартиры, но они устроили бучу и отвоевали свою землю, благодаря которой «закидывают» столицу овощами и фруктами. Городские берега Нила невероятно загажены, женщины стирают в реке белье, ослики и тощие лошадки роются во множестве близлежащих помоек, тут и там снуют наглые ибисы. Раньше тому, кто бросал в священную реку мусор, рубили руки. Судя по всему, сейчас времена изменились, причем не в лучшую для великой африканской реки сторону.
Так же, как и «речных» жителей, правительство хотело «оцивилизовать» бедуинов, для которых специально выстроили дома. Многие из них, пожив в квартирах, потом бросили это жилье и опять ушли в родную стихию пустыни.
Кстати, во всех городах можно наблюдать удивительное явление – практически все свежие дома, будь то многоэтажки или таунхаусы, не имеют облицовки и крыши, а верхний этаж, как правило, не достроен. Все дело в налогах – государство выдаивает пять процентов от стоимости дома, как только хозяева накроют крышу и облицуют здание.
О бедуинах стоит рассказать отдельно. Мотосафари по пустыне, которое является одним из самых популярных видов экскурсий, обязательно проходит через бедуинское поселение. Как правило, это кафе под открытым небом. В программе стандартный набор – катание на верблюдах, шоу со змеями, танец живота и танец Танура. Во время последнего танцоры кружатся вокруг собственной оси до нескольких часов с тяжелыми юкками, которые снимаются по очереди.
Египтяне гордятся тем, что в их городах мусульманские мечети соседствуют с христианскими храмами. По данным наших гидов, христиан в Египте более 15 процентов от общего количества населения, официальные же источники говорят о 10 процентах. Тем не менее, люди здесь любят подчеркивать, что в их стране к религии относятся как к чему-то очень личному, интимному и никогда не заостряют на этом внимание. Единственное неудобство, как утверждает наш гид Амин, – это брак. Мусульмане связывают жизнь с мусульманками, христиане тоже держатся своих. Кстати, сам он христианин и женат на единоверке.
Кроме того, в Египте официально разрешено многоженство – мужчина вправе иметь до четырех жен. «Но население у нас бедное, зарплаты маленькие, поэтому мало кто может себе это позволить», - отмечает Амин.
Сами египтяне, работающие с туристами, очень любят казахов за щедрость, умение не превращать отдых в сплошную экономию денег и желание как можно больше съесть и выпить. Вот и Амин не ушел от нас с пустыми руками. Круг домашнего казы, который был привезен из Алматы, и рахатовские сладости, взятые на всякий случай и не съеденные из-за обильной местной пищи, достались ему бонусом. Казы для египтян – это казахский артефакт и драгоценность не хуже маски Тутанхомона. С одним отличием - хранить долго их не нужно.
До встречи, мой дорогой арабский друг! Мы еще обязательно встретимся на теплых берегах Красного моря.
От редакции Camonitor.kz:
Как не вспомнить, что 95% территории Египта - это пустыни, поэтому жизнь там в основном сосредоточена в дельте Нила. Однако в пустынях тоже стоят города и живут люди, которые не только сохранили традиционный уклад жизни, но и успешно реализуют туристский потенциал. В Казахстане есть не менее красивые места, где тоже можно организовать сафари - запад страны (тот же Устюрт) и наши пустыни мало чем уступают египетским в плане экзотики и экстрима. Те же верблюды, охота и рыбалка, национальная кухня... Почему бы и нам не использовать эти возможности и хотя бы в теплое время года не возить туристов по этим регионам? Тем самым мы могли бы решить триединую задачу: во-первых, начать по-настоящему создавать туристскую инфраструктуру, во-вторых, поднять жизненный уровень местного населения, и, в-третьих, замедлить процесс его оттока в города.
А разве на территории Казахстана нет исторических артефактов? И неужели нельзя так организовать рекламную кампанию, чтобы они начали притягивать иностранных туристов? Хотя, конечно, одной рекламы будет маловато, нужна еще и соответствующая инфраструктура. Но это тоже вполне решаемый вопрос.
Еще один аспект. Да, возможно, наши реки не такие огромные, как Нил, но все населенные пункты в отдаленных районах, как правило, стоят на водоемах – озерах и реках. Кроме того, у нас неплохо развито рыболовство. В Египте благодаря Нилу создана целая система туристских услуг – от обедов и ужинов на яхтах до дикой рыбалки и прогулок под парусами, плюс посещение отдаленных островов с их диковинной флорой и фауной. У нас таких фишек можно придумать еще больше, начиная со сплава по воде от Капчагая до Балхаша и заканчивая выживанием в таежных лесах Восточного Казахстана…
Или возьмите Алматинскую область, которая могла бы стать если не туристской Меккой, то хотя бы чем-то к этому приближенной - Чарын, Тамгалы Тас, поющий бархан, Капчагай, Или и т.д. И это только в одном регионе страны. А сколько таких мест по всей республике? И тем более обидно, что почти все они остаются неосвоенной туристской целиной…
Правила комментирования
comments powered by Disqus