13 декабря в Жогорку Кенеше вновь обсуждали поправки в Закон «О гарантиях деятельности президента», касающиеся лишения статуса неприкосновенности экс-глав КР. Ранее парламентский комитет по конституционному законодательству, госустройству, судебно-правовым вопросам и регламенту ЖК в первом чтении уже рассмотрел и одобрил предложенные поправки. Однако, как показало последнее обсуждение законопроекта, депутаты до сих пор не понимают, за что конкретно они будут голосовать. Осознанные принятия решений в стенах Жогорку Кенеша вообще уже давно под большим вопросом.
Инициативе об отмене неприкосновенности, выдвинутой депутатами Исхаком Масалиевым и Курманкулом Зулушевым, больше полугода. О ней еще весной высказывались сами парламентарии, независимые юристы, и СМИ успели собрать все возможные экспертные мнения на этот счет. Но депутаты за такое, прямо скажем - довольно существенное, количество времени почему-то так и не разобрались, о чем именно поправки, и как они будут работать.
На последнем заседании ЖК Алтынбек Сулайманов спросил, кто из экс-президентов будет лишен неприкосновенности, если поправки примут. Жанару Акаеву оказалось непонятно, будет ли привлечен к уголовной ответственности Алмазбек Атамбаев, если изменения вступят в силу. Акылбека Жапарова в ходе обсуждения, как всегда, осенило поперек здравого смысла. И нардеп предложил внести в закон еще поправок, чтобы бывший глава государства, реши он вернуться в политику после своего президентского срока, вообще не назывался нигде и никогда экс-президентом. (Даже не спрашивайте, зачем это нужно, логику Акылбека Жапарова понимает только сам Акылбек Жапаров)
Короче говоря, проект закона упорно движется к его принятию, а большинство парламента, видимо, как обычно планирует в случае чего отговариваться своим излюбленным: «Мы не до конца понимали, за что проголосовали». И тут не надо даже далеко заглядывать, чтобы вспомнить, сколько раз и при каких вопиющих обстоятельствах депутаты уже слагали с себя всякую ответственность за последствия принятых решений. Соглашение с TBEA по модернизации ТЭЦ? ЖК негодует, кричит о грабительских условиях договора и собирает депутатскую комиссию, чтобы найти и наказать виновных, хотя сам же данное соглашение когда-то и одобрил. Показательно, характерно.
Причем все свои единодушные голосования «за» абсолютным большинством голосов по поводу того, что потом аукнулось, депутаты со сменой президента очень удобно списали на предыдущего. Мол, при Атамбаеве не могли себе позволить выступить против, так боялись гнева Атамбаева (сюда можно подставить и Бакиева, и Акаева, про них депутаты тоже всегда так говорили). Жиденькое оправдание, но допустим. Вот вам теперь новый президент, и что, что-нибудь изменилось? А не изменилось ничего.
Жогорку Кенеш по-прежнему кивает любому указанию «сверху» или из собственных кулуаров, стараясь ни в коем случае не допустить никакой открытой и конструктивной полемики ни по какому вопросу.
Свежий пример тому – рассмотрение вопроса о политических гонениях в отношении Омурбека Бабанова. Еще 12 декабря парламентарии вовсю собирались дать этому оценку и планировали пригласить для отчета представителей ГКНБ и Генпрокуратуры. А уже на следующий день вдруг передумали и единодушно решили не рассматривать. И даже более того, сняли с поста вице-спикера ЖК Асель Кодуранову, которая как раз и включила в повестку дня вопрос политических гонений на Омурбека Бабанова. И что же, интересно такого, произошло всего-то за сутки, чтобы так резко изменить мнение сразу всего голосующего большинства нардепов.
И кстати о большинстве. Тут тоже все стабильно удручающе. И достижение кворума, как говорится, Ирине Карамушкиной только снится. Депутат в очередной раз подняла вопрос, уже давно ставший неотъемлемой характеристикой Жогорку Кенеша – о бесконечных прогулах депутатов. 13 декабря в зале заседаний после обеда собралось всего 10 депутатов (10 из 120-ти!), и Карамушкина предложила лишать однодневной зарплаты тех, кто не является на заседания парламента.
Впрочем, полупустой, а то и пустой зал ЖК видеть в выпусках новостей кыргызстанцам не в новинку и даже как-то привычно. В самом-то деле, зачем зря просиживать на скучных заседаниях, если там все равно ничего всерьез не решается, а когда надо будет голосовать, тебе скажут, как именно. А если уж совсем лень самому тащиться, попроси коллегу, он ткнет нужную кнопочку за тебя.
На этом фоне кажется сущим анекдотом напоминать, что у нас официально парламентско-президентская форма правления, и формально у Жогорку Кенеша масса важных полномочий, преимущественных даже перед президентскими.
Правила комментирования
comments powered by Disqus