По данным Федеральной миграционной службы на середину декабря прошлого года в России легально находятся 492 135 граждан Кыргызстана. В большинстве своем это трудовые мигранты. За три года объем их денежных переводов на родину вырос, по данным министерства экономического развития, со $120 миллионов до $1 миллиарда.
Рост общей суммы переводов может означать только одно - значительное увеличение количества мигрантов. Хотя, и без этих данных всем известно, что дело обстоит именно так. Сложно представить себе такую ситуацию, что число гастарбайтеров за последние годы не увеличилось, а те, кто уже работает в России, вдруг стали получать в пять раз больше. Но вполне вероятно, что вскоре желающих поехать на заработки действительно станет значительно меньше.
Это связано с несколькими причинами. Одна из них – введение обязательного экзамена по русскому языку, который должны будут сдавать трудовые мигранты, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, торговли и бытового обслуживания, а также те, кто хочет получить российское гражданство.
Россия уже насытилась дешевой рабочей силой. Власти начали постепенно наводить порядок в сфере использования иностранной рабочей силы, а российское законодательство меняться, создавая условия, когда становится невыгодно нанимать безголосых и покорных гастарбайтеров. И не секрет, что на принятие новых правил получения разрешения на работу в России повлияли мигранты, прежде всего, из Центральной Азии и с Кавказа. Их в России столько, что хватило бы для заселения крупного мегаполиса. Достаточно сказать, что лидирующий по количеству трудовых мигрантов Узбекистан «делегировал» на работу 2,3 миллиона своих граждан.
Но если говорить о процентном соотношении, то лидирует в экспорте рабочей силы Кыргызстан – 20% трудоспособного населения которого зарабатывают на жизнь, находясь за пределами страны. Зачастую, это выходцы из дальних и ближних сел, которые не знают русского языка. Именно они представляют основную проблему для российских властей. Уже не нужны просто землекопы и дворники. Владелец небольшой книготорговой фирмы в Новосибирске Виктор Глебов сказал по этому поводу так: «Наши грузчики должны сначала прочесть какие книги в каком ящике находятся, а уж потом их нести куда-то. А это уже знание литературы!».
Гастрабайтерам приходиться изучать язык в процессе работы, но зачастую им не с кем его практиковать, так как работают они в окружении таких же, как и они трудовых мигрантов. Вся практика сводится к выслушиванию заданий бригадира, мастера или другого руководителя низшего звена. С языковыми курсами также имеется проблема – достаточно сложно найти хорошие и недорогие курсы русского языка для иностранцев.
Кыргызский консул в Екатеринбурге Гульнура Нарматова рассказала, что при дипломатическом представительстве нет никакой возможности обучать трудовых мигрантов русскому языку, так как для этого необходимо согласовать множество документов с российским МИДом и местными властями. Но даже если бы удалось урегулировать все эти нюансы, то осталась бы еще одна проблема – отсутствие денег.
По словам Нарматовой, мигранты могут заняться изучением русского языка на специальных курсах при Уральском государственном горном университете и там же сдать экзамены. Однако за это придется платить. Обучение проводится по вечерам и рассчитано на 72 часа и за это надо будет отдать 3 тысячи рублей, то есть 100 долларов. Курсы для тех, кто хочет получить российское гражданство, длятся дольше, но и стоят они в два раза дороже – 6100 рублей.
Понятно, что не всем мигрантам это по карману. Вдобавок надо выкраивать время для занятий, а с учетом того, что большинство из них работают отнюдь не по восемь часов, то проблема изучения языка становится довольно трудно решаемой. Также стоит отметить, что языковые курсы, аналогичные организованным в Екатеринбурге, есть не везде даже в крупных городах. Например, в вице-консульстве Кыргызстана в Новосибирске сообщили, что не знают, есть ли у мигрантов возможность подготовиться к экзаменам с преподавателем, но обещали выяснить.
Екатеринбург и Новосибирск – города с более чем миллионным населением. Что уж говорить о других населенных пунктах, если даже в мегаполисах у гастарбайтеров нет возможности сдать экзамен-минимум по русскому языку, чтобы получить право на работу.
Посольство Кыргызстана в Москве не раз сообщало об инициативах по оказанию помощи своим гражданам в трудоустройстве. Например, было подписало соглашение с Российским профсоюзом работников строительных специальностей и сервисных организаций, предусматривающее «сотрудничество в трудоустройстве граждан Кыргызской Республики в России, информационную и консультационную поддержку, содействие работодателям в легальном привлечении и найме трудовых мигрантов, создание центров адаптации, обучения и повышения квалификации мигрантов».
Но это было в 2011 году. С тех пор изменились условия. Согласно тому договору, российские власти не обязаны обучать языку рабочих из Кыргызстана, хотя уже тогда предусматривалось, что все гастарбайтеры, по определению, должны знать русский язык.
Представители российских властей и руководители различного уровня, приезжавшие в Бишкек решать межгосударственные дела, не раз говорили, что кыргызским властям неплохо было бы наладить обучение русскому языку, чтобы мигранты сразу начинали зарабатывать деньги и не тратили свое время на языковые курсы на чужбине. Но, как говорится, воз и ныне там. Пока же реальную помощь мигрантам оказывают только общественные организации, среди которых нет ни одной кыргызской.
Автор: Эгамберды Кабулов специально для StanRadar.com
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
«Трудовое безмолвие» кыргызских гастарбайтеров
Материалы по теме:
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
Дни рождения:
-
Карзай
Хамид67 лет
243 831 885 672 сома
высокольготных кредитов и грантов потратил Кыргызстан за 21 год
Правила комментирования
comments powered by Disqus