В Киргизии легче «договориться с милицией, таможней и прочими людьми...»
Нелегальная миграция из Китая в Киргизию остается поводом для критики властей Киргизии. В ответ правительство страны приводит статистику, согласно которой в 2018 году в республике осталось всего 800 граждан КНР. И все они работают на предприятиях.
Корреспондент ИА REGNUM в поисках нелегалов отправилась на рынок «Дордой» в Бишкеке, где среди прочего продают товары из Китая. На территории одного из крупнейших в регионе торговых комплексов есть даже специальный «китайский рынок» «Джунхай». Там работают как киргизстанцы, так и граждане Китая.
Продают в буквальном смысле всё: от одежды до техники. Продавцы вежливы с покупателями, тем более что в последние несколько лет торговля на «Джунхае» пошла на спад, но вот журналистов они сторонятся и от беседы отказываются.
Нам удалось побеседовать с гражданкой Китая, которая нелегально работает на рынке. Она согласилась на разговор на условиях анонимности.
ИА REGNUM: Как вы попали в Киргизию?
Тут работают мои знакомые. Они давно занимаются поставкой товаров из Китая, и у них есть несколько точек реализации товара на «Дордое». Работа мне показалась интересной потому, что в Китае я не могу зарабатывать столько.
ИА REGNUM: Как вы пересекли границу, у вас есть трудовой договор с работодателем?
Нет. Я нахожусь тут как турист.
ИА REGNUM: Не возникает проблем с милицией, не попадаете под рейды с проверками документов?
Попадаем. Рейды проходят регулярно. Но мы выкручиваемся, как-то договариваемся. Чаще всего мы заранее знаем, когда будет проходить рейд. Кроме того, меня особо не трогают, так как я — женщина, и мне больше доверяют.
ИА REGNUM: Сколько лет вы работаете в Киргизии?
Около двух лет. На рынке много таких продавцов, которые работают по туристической визе. Некоторые торгуют круглый год. У меня работа сезонная. Я каждый год уезжаю в Китай, у меня там остались муж и дети. Потом возвращаюсь.
ИА REGNUM: А товар, который вы продаете — ваш?
Да. Контейнер мы арендуем, но товар мой. Я его сама закупаю в Китае, через поставщиков переправляю через границу, а тут получаю. Обычно проблем нет. По документам всё легально.
ИА REGNUM: А если не секрет, сколько вы зарабатываете?
Больше, чем могла бы в Китае. Мне хватает.
ИА REGNUM: А где вы живете?
Жилье мы снимаем. Я живу не одна, а со знакомыми. Так легче и дешевле. Если возникают проблемы с милицией, решаем их тоже через знакомых. Но это очень редко.
Сейчас новых людей, которые приезжают сюда на заработки, почти нет, торговля идет не очень хорошо. Но когда приезжали и еще не понимали, как нужно работать, чтобы не попасться — возникали трудности.
ИА REGNUM: Почему вы приехали в Киргизию, а не в Казахстан и не открыли бизнес, например, в «Хоргосе»?
Когда я только искала работу, никакого «Хоргоса» не было. А потом мне знакомые, которые возят товар в Казахстан, рассказали, что там всё строже с документами. Сложнее договориться с милицией, таможней и прочими людьми.
Киргизия ближе, и проще пройти границу с Киргизией, чем с Казахстаном.
ИА REGNUM: Как у вас складываются отношения с местными продавцами?
Я очень плохо знаю киргизский и русский языки. Так что полноценного разговора не получается. Мы общаемся между собой. На рынке отношения нормальные. Трудности возникают с покупателями.
Было несколько случаев, когда люди берут крупную партию товара в долг, а деньги не возвращают. И пожаловаться мы не можем, мы ведь работаем тут без разрешения.
ИА REGNUM: А кто у вас таким образом «занимал» товар, соотечественники?
Нет. Это были местные бизнесмены.
Правила комментирования
comments powered by Disqus