Китайская Народная Республика представляет собой уникальную цивилизацию, с невероятно быстрыми темпами экономического роста по сравнению с другими странами в разных исторических периодах. В тоже самое время с соседними тюркскимим народами отношения Китая исторически складывались не самым доверительным образом, по причине вынужденного противостояния периодическому натиску степных кочевников. Однако, позднее, Китай стал сильным суверенным государством, которое в настоящий момент уверенно инвестирует в различные международные проекты, реализуя таким образом свою “мягкую силу” при наличи политического, экономического и культурного лобби как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств.
В современном Китае справедливо полагают, что наличие хорошо развитой и успешной мягкой силы является одним из основных факторов в укреплении его дальнейшего присутствия и залогом его будущего доминирования не только в Центральной Азии но и в мире.
В настоящий момент нарастает сопротивление китайским экономическим проектам в Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане. Причем, антикитайские протесты могут создать негативные последствия в экономическом и политическом направлениях сотрудничества с КНР.
Народные волнения в Кыргызстане
7 и 17 января т.г. в Бишкеке собралось около 500 (по некоторым данным до 2000) протестующих с требованиями депортировать нелегальных китайских мигрантов, не предоставлять гражданство китайцам, вступающим в брак с жителями Кыргызстана, прекратить преследование кыргызов в лагерях для перевоспитания в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и не расширять экономические связи Кыргызстана с КНР. Правоохранительные органы разогнали митинги, в ходе которых задержали около 20 человек. Теперь настал черед жителей Кыргызстана опасаться за целостность своей территории в случае неспособности Республики рачитаться с долгами.
Опасаясь за ухудшение отношений с крупным партнером, «рука помощи» которого так нужна, руководство КР пригрозило своим жителям привлечением к уголовной ответственности за попытки разжигания межнациональной розни. Непростая ситуация для Кыргызстана: с одной стороны это существенная поддержка экономики страны, но с другой за такую поддержку приходится расплачиваться ухудшающейся экологией, а также издевательствами над этническими кыргызами, казахами в китайских «лагерях перевоспитания» на территории СУАР, существование которых власти Китая больше не скрывают.
Синофобия в Казахстане
В 2016 году тысячи казахов в разных городах выходили на митинги против внесения изменений в Земельный кодекс РК, которые позволяли иностранцам, в частности Китаю, арендовать земельные участки сельскохозяйственного назначения сроком на 25 лет.
Власти РК также запрещали своим жителям выступления и негативные высказывания о своем поднебесном партнере. Митингущие подверглись арестам. В настоящий момент синофобские настроения продолжают присутствовать среди казахов. Тем более многочисленное количество представителей казахского этноса также страдает, находясь в вышеупомянутых лагерях Синьцзяня. Попытки руководства власти РК урегулировать эту ситуацию все же привели к частичному освобождению сотни казахских заключенных, с помещением их под домашний арест, контролируемый КНР.
Таджикистан уменьшается в размерах
Китай активно инвестирует и в экономику Таджикистана. Кроме того, важным аспектом сотрудничества является военная сфера по причине территориальной близости Таджикистана к афганской границе. Параллельно Китай развивает горнодобывающую отрасль, с акцентом на драгоценные металлы. Тем не менее, присутствует некий элемент напряженности, связанный опять же с экнономической зависимостью Таджикистана, который уже в 2011 году был вынужден торжественно отдать часть земли в счет погашения долга, затем в 2013 году частично территория Горно-Бадахшанской автономной области была продана Китаю за $500 млн.
В 2018 году Таджикистан в качестве расплаты передал Пекину золоторудное месторождение «Верхний Кумарг» в Согдийской области в счет погашения долга, который понадобился для модернизации ТЭЦ «Душанбе-2». Не исключено, что и таджики глядя на то, как родная земля в прямом смысле «уходит из под ног», могут тоже поднять волну протеста.
Однако, бытуют мнения, что волна националистических настроений возникла неестесственным путем и организуется сторонней силой. Тогда стоит рассмотреть тех партнеров, кому отстранение стран ЦАР от сотрудничества с Китаем было бы выгодно.
У стран Центральной Азии два крупнейших партнера – Россия и США. Россия является серьезным партнером и союзником Китая, не только в рамках международной организации ШОС, но их объединяют общие цели связанные с объединенным противостоянием США в торговых вопросах, военным противостояним угрозе блока НАТО, сотрудничеством в рамках реализации проекта «Одного пояса и пути», наземная часть которого представляет собой транспортный коридор через Казахстан и Россию в Европу. Да возможно есть какие-то разногласия среди компаний, но они слишком незначительны на фоне общего дела. Собственно Китайская и Российская экономики взаимодополняют друг друга поэтому здесь подозрения отпадают. Тень падает на второго «подозреваемого», который имеет повышенный инстерес к центрально-азиатским природным ресурсам, и доступ к ним лежит исключительно через власти, попытки влияния на которые предппринимались еще со времен демократических революций и президентских выборов. Взять хотя бы Кыргызстан. Да и торговую войну за Центральную Азию не Китай развязал…
Правила комментирования
comments powered by Disqus