Таджикистан и Кыргызстан в ближайшие дни во время переговоров должны утвердить ранее описанные 40 км общей государственной границы, сообщали кыргызские СМИ. Таджикские эксперты уверены, что для Таджикистана поддержание хороших отношений с Кыргызстаном имеет крайне важное значение. Прежде всего, по политико-экономическим соображениям.
Таджикский политолог Рашид Гани Абдулло напоминает, что на протяжении вот уже многих лет основный транспортно-коммуникационный коридор из Таджикистана во внешний мир через территорию Узбекистана функционирует весьма неровно и стал весьма ненадёжным.
«Мы все хорошо помним, как зимой 2010 года неожиданно разразился транспортный кризис в отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном, когда в соседней республике стали блокировать продвижение грузов, шедших по железной дороге в страну по территории соседней республики. Создание препятствий для транзита грузов обернулось немалыми проблемами для Таджикистана. В частности, для реализации его стратегических гидроэнергетических проектов. Так, из-за транспортной блокады был серьезно нарушен график строительства Сангтудинской ГЭС-2, в результате чего ввод в эксплуатацию её первого блока был задержан на много месяцев. В ноябре 2011 года перестала функционировать железнодорожная ветка Галаба-Амузанг, обеспечивавшая выход юга республики во внешний мир по железной дороге. В настоящее время на территории Узбекистан вроде бы ведутся работы по демонтажу этой ветки до границы с Таджикистаном. Прекращение функционирования ветки Галаба-Амузанг осложнило развитие юга республики. Последним по времени неблагоприятным для Таджикистана решением Узбекистана стал введённый им с 1 января запрет на транзит по узбекской территории грузов, доставляемых автотранспортом из Турции и Ирана в Таджикистан», - отмечает эксперт.
По мнению политолога, в сложившихся условиях определённой альтернативой таджикско-узбекскому транспортному коридору может стать его таджикско-кыргызский аналог.
«На практике, уже в 2010 году на самом деле, так и произошло. Потоки большегрузных автомобилей осуществляют транзит самых разнообразных грузов. Сегодня актуальной задачей для республики является всемерное укрепление, расширение и углубление двустороннего политического и экономического сотрудничества. Объективно, именно Таджикистан должен в большей степени быть заинтересован в этом, следовательно именно ему необходимо предпринимать максимальные усилия для предотвращения возникновения серьезных конфликтных ситуаций в двусторонних отношениях», - говорит эксперт.
Он также уверен, что желающих осложнить отношения между Таджикистаном и Кыргызстаном немало. В частности, Рашид Гани Абдулло напоминает недавние утверждения о том, что «проект КАСА-1000 есть ни что иное, как авантюра чистой воды и что Таджикистан практически подсиживает в этом проекте своего соседа».
Политолог также напоминает недавние слова главы МИД Таджикистана Хамрохона Зарифи, который заявил, что в вопросе демаркации и делимитации государственной границы Таджикистана с Кыргызстаном и Узбекистаном «мы подошли к той черте, что уже надо «резать по живому»».
«Дай-то Бог, чтобы это резание «по живому» в отношении к Кыргызстану прошло как можно менее болезненно и не привело к обострениям, которые могут негативно сказаться на двусторонних отношениях, и ухудшить без того не особенно разнообразные и развитые транспортно-коммуникационные возможности нашей республики по выходу во внешний мир», - добавил Р.Г. Абдулло.
Источник: http://news.tj
Правила комментирования
comments powered by Disqus