В самом центре столицы Узбекистана находится уникальный памятник архитектуры конца XIX века, построенный в стиле модерн и с необычной историей его бывшего обитателя.
Это дворец и особняк князя Николая Константиновича Романова — внука российского императора Николая I. Князь был сослан в Туркестанский край и прожил здесь до самой смерти. До недавнего времени это здание использовалось как Дом приемов МИД республики и только в прошлом году был передан на баланс городской администрации.
В начале января 2019 года на отчетной пресс-конференции Министерства культуры Узбекистана представители ведомства заявили о планах снова превратить этот особняк в музей.
Kaktakto представляет историю этого дворца и его бывшего владельца.
Дом Романовых в Ташкенте. Фото: advantour.com
«Железная маска» Дома Романовых
Князь Николай Константинович является одним из самых загадочных и противоречивых представителей Дома Романовых. Его имя значилось в списке членов императорской фамилии, но в реальной жизни внука Императора Николая I мало кто из родных помнил. Он стал живой легендой, а его жизнь была полна противоречий, скандалов и многочисленных любовных историй. Одни считали опального князя виновным в совершении непростительного проступка или приписывали проблемы с психикой, а другие видели в нем ученого, предпринимателя и филантропа.
Начало карьеры князя Николая Романова было весьма успешным. По собственному желанию он поступил в Академию Генерального штаба и окончил с серебряной медалью. Затем князь поступил в лейб-гвардию Конного полка и стал командиром эскадрона. Он участвовал в Хивинском походе русских экспедиционных войск в Среднюю Азию и был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени за проявленное мужество и героизм.
Дом Романовых в Ташкенте. Фото: advantour.com
Скандал в царской семье
Весной 1874 года, когда князю Николаю Романову исполнилось 24 года, случилось событие, которое так кардинально изменило его жизнь. В апреле этого года мать Николая Константиновича обнаружила пропажу трех дорогих бриллиантов с оклада одной из икон, которой в свое время император Николай I благословил брак своего сына Константина с немецкой принцессой. Вскоре пропавшие бриллианты обнаружили в одном из ломбардов Петербурга. После проведенного расследования полиция пришла к выводу, что бриллианты были похищены Николаем Константиновичем, а вырученные деньги должны были пойти на подарки любовнице князя — американской танцовщице Фанни Лир.
На общем собрании членов монаршей семьи после долгих дебатов было принято решение, наносившее минимальный вред престижу царской семьи. Было решено признать князя Николая душевнобольным, а затем он по указу императора навсегда высылался из столицы империи. Его также лишили всех званий и наград, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Его любовница была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться.
Дом Романовых в Ташкенте. Фото: advantour.com
Ташкентский князь Романов и его особняк
Поначалу Николай Константинович был отправлен под надзор в Крым, а затем в Оренбург. Там он тайно обвенчался с дочерью местного полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер, что усугубило его положение, и вскоре по указу Императора он вместе с женой был отправлен в Ташкент.
Получив от императорского двора немалую сумму на постройку дворца, князь потратил эти деньги на строительство Ташкентского театра. Дворец был построен только в 1891 году по проекту знаменитого архитектора А.Л. Бенуа. Здание резиденции князя Романова было выстроено в модном в то время стиле «модерн». Изящный дом богато украшен резными решетками, необычной формы окнами, башнями и другими декоративными элементами. Князь был страстным охотником, потому парадные входы в особняк украшали бронзовые фигуры оленей и охотничьих собак. С задней стороны здания был выход в большой сад, разбитый известным ташкентским ботаником и фармацевтом И.И. Краузе. В подвале были оборудованы специальные жилые помещения, где князь мог наслаждаться прохладой в жаркие дни ташкентского лета. В здании два крыла — в правом располагались апартаменты князя, в левом — апартаменты его жены. Особое внимание было уделено внутренней отделке дворца. Залы особняка были обшиты темным дубом, украшены резными карнизами и золотыми росписями. Один из залов был оформлен в восточном стиле — бухарские ковры на полу, коллекции холодного и огнестрельного оружия Кокандского ханства, тахты и тапчаны, картины с пейзажами Центральной Азии.
Дворец великого князя в Ташкенте. Вид начала XXI века
Предприниматель и филантроп
Николай Константинович оказался довольно талантливым предпринимателем. Он одним из первых построил в Туркестане хлопкоочистительные заводы, используя самые передовые технологии своего времени. Кроме того, он был владельцем ряда предприятий в Ташкенте — открыл мыловаренный завод, хлопковые мануфактуры, фотографические мастерские, бильярдные, наладил продажу кваса и переработку риса.
Князь Николай Романов построил первый в Ташкенте кинотеатр – «Хива». За счет полученных от предпринимательской деятельности средств он финансировал строительство оросительных каналов. Значимым проектом в жизни князя стало выведение из речки Чирчика рукотворного канала, названного им Искандер-арыком. В 1886 году Николай Романов приступил к «выводу» воды из реки Сырьдаря для орошения земель степи между Ташкентом и Джизаком. Строительство канала обошлось князю свыше миллиона тогдашних рублей. На прибрежной скале около реки была высечена крупным размером буква «Н», увенчанная короной.
Экспедиция, организованная Николаем Константиновичем, проделавшая более чем тысячекилометровый путь по неисследованным местам Средней Азии, принесла материал исключительной важности для археологии, географии и этнографии.
Судьба особняка после Октябрьской революции
Осенью революционного 1917 года князь неожиданно простудился и опасно заболел. Он скончался от воспаления легких 14 января 1918 года. Николая Романова похоронили у ограды Иосифо-Георгиевского собора, недалеко от его дворца.
После смерти князя во дворце был организован музей. Коллекция картин европейской и русской живописи, собранная князем и привезенная им из Санкт-Петербурга, явилась основой для создания в 1919 году Музея искусств в Ташкенте (позже Музей искусств Узбекистана), имеющего одну из самых богатых коллекций картин европейской живописи среди художественных музеев Средней Азии.
Позже, с 1940-х по 1970-е гг., в связи с переездом Музея искусств в новое здание, здесь располагался Республиканский дворец пионеров, музей антиквариата и ювелирного искусства Узбекистана — до начала 1990-х годов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus