31 января во всем мире празднуют Международный день ювелира. Для Кыргызстана этот праздник мог бы быть очень значимым, поскольку ежегодно в нашей маленькой стране добывается около 20 тонн золота. Казалось бы, с такими объемами словосочетание «кыргызское золото» могло бы стать международным брендом. Однако именно ювелирная отрасль является одной из самых уязвимых в КР.
К Международному дню ювелира «Акчабар» решил напомнить о самых главных проблемах ювелиров.
НЕХВАТКА СЫРЬЯ
Несмотря на то что в республике ежегодно добывается более 20 тонн золота, отечественные ювелиры едва получают 200 кг, хотя минимальные потребности составляют 1.5 тонны ежегодно. Более 90% кыргызского золота добывается на месторождении Кумтор и отправляется за границу.
Кыргызское золото вывозится и продается на международных золотовалютных биржах по установленной мировой цене, которая включает в себя себестоимость и накрутку (порядка 50%). Но даже и по отпускной стоимости кыргызским ювелирам драгоценный металл не достается.
Глава Ассоциации ювелиров Кыргызстана Сталбек Акматов также заметил, что в государстве сложилась парадоксальная ситуация по цене грамма золота 583-й пробы: его стоимость на международной бирже составляет 1 тысячу 615 сомов, на внутреннем вторичном рынке – 1 тысячу 580, цена ОАО «Кыргызалтын» – 1 тысяча 695.
«Мы просим, чтобы нам тоже оставляли сырье, не бесплатно, а за деньги. Пусть продают нам по той же цене, как на Лондонской бирже, не дороже. На сегодня нам продают сырье на 5% дороже», – поделился ситуацией он.
Чтобы хоть как-то решить вопрос нехватки сырья, отечественные ювелиры вынуждены скупать бывшие в употреблении ювелирные изделия.
ШЛИХОВОЕ ЗОЛОТО
Старатели, которые намывают золото в регионах страны и добывают шлиховое золото, не могут реализовать его на рынке, заявляют бизнесмены. Временное положение, инициированное Национальным банком, требует аффинировать такое золото, затем получать разрешительные документы и только после этого его можно официально продавать ювелирам. Однако финрегулятор выступает против продажи шлихового золота частникам, ссылаясь на то, что нужно пополнять золотовалютный резерв государства.
«Если взять, к примеру, старателей, которые добывают золотой песок в Нарыне, то им невыгодно ехать в Кара-Балту, чтобы аффинировать его, это дополнительные затраты. Проще сбыть его на черном рынке, чем они и занимаются», – подчеркнула глава Ассоциации ювелиров Евразийского экономического союза Светлана Шапарева.
ТЕНЕВОЙ РЫНОК
Неучтенный товарооборот приносит серьезные убытки бюджету. Эксперты в один голос заявляют, что золотая отрасль нуждается в реформах, существующие нормативно-правовые акты в ювелирной отрасли способствуют развитию теневого рынка.
Приблизительно ежемесячно старатели добывают около 50 кг драгоценного металла, но Нацбанк покупает у них лишь около 5-10 кг. Остальной объем старатели вынуждены продавать нелегально. Получается, что более 600 кг неаффинированного сырья в год сбывается на черном рынке.
«Около 600 кг золота добывается в год. Из него вы видите только 5%, остальное теневым рынком уходит в Узбекистан и Китай. Мы хотели бы, чтобы старатели могли официально продавать свою продукцию», – пояснил в рамках круглого стола эксперт Улук Кыдырбаев.
НАШЕ ИМПОРТНОЕ ЗОЛОТО
По данным аналитического центра BizExpert, ежегодно в КР завозится более 175 кг ювелирных изделий, которые на местном рынке продаются очень дорого. Интересно то, что значительная часть этих изделий сделана из кыргызского золота. Отечественные ювелиры производят около 230 кг украшений. Могли бы больше, однако нет сырья.
В 2017 году ювелирная отрасль республики заплатила государству в виде налогов порядка 57 млн сомов. Ювелиры считают, что если решить вопрос сырья, то за пять-десять лет сумму налогов от этой отрасли можно увеличить в десять раз.
СЛАБОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЬЮ
Департамент драгоценных металлов при Министерстве финансов является в какой-то мере регулятором рынка, работает с предпринимателями, осуществляет контрольный надзор за их деятельностью. Но в адрес ведомства уже не раз поступали нарекания. В прошлом году даже поднимался вопрос о его ликвидации.
Депутат Жогорку Кенеша Экмат Байбакпаев в ходе обсуждения текущей ситуации в ювелирном секторе обратился с вопросом к представителям департамента.
«Как вы думаете, вы достаточную работу проводите по развитию благоприятных условий для сектора? Вот вы говорите, что создаете какие-то нормы для развития ювелирной отрасли, а мы в тупике. На нашем рынке продаются в основном изделия из России, Турции, Индии. Вам нужно разработать хороший закон, что-то конкретное принимать или просто сказать, что вы не будете работать в этом направлении», – заметил он.
Министр экономики Олег Панкратов также отметил, что работу департамента надо пересмотреть.
«Я предлагаю Минфину подумать насчет целесообразности существования департамента драгметаллов. Они совмещают в себе и функции контрольного органа, и органа по разработке политики, а индикатором ведомство выставляет наполнение бюджета. Отсюда никакой мотивации по развитию ювелирного сектора», – заявил он.
Вопрос ликвидации ведомства поднимается уже не в первый раз. Однако каких-то конкретных действий в этом направлении пока не предпринято.
По официальным же данным, в Кыргызстане работает порядка 40 ювелирных заводов и фабрик. По итогам 2017-го ювелирную отрасль представили 877 субъектов предпринимательства, из них всего 37 компаний занимаются непосредственно производством и 50 – ремонтом золотых изделий. Также существуют 442 разного рода магазина и 165 ломбардов. По неофициальным сведениям, порядка 6 тысяч человек заняты в ювелирной отрасли страны. Но одни и те же проблемы мешают развитию отрасли, и год за годом ситуация практически не меняется.
Правила комментирования
comments powered by Disqus