Множество проблем и вопросов, связывающих Центрально-азиатский регион (ЦАР), позволяют налаживать взаимосвязь государств региона и мировых лидеров. В настоящее время, единый процесс решения общих целей и задач обретает все более очертаемые контуры.
Масштабные перемены, произошедшие в международной системе в последние десятилетия, такие как прекращение противостояния разнополярных социально-политических систем, возрастание новых угроз для глобальной и региональной безопасности со стороны международного терроризма, экстремизма, организованной преступности и негативных последствий нелегального оборота наркотиков, выдвинули на первый план проблемы становления и формирования новой системы международной и региональной безопасности.
В наше время проблема появления и консолидации новой всеобщей системы международной безопасности в широком смысле и национальной в каждом отдельном государстве в узком, является весьма актуальной. Особое значение эти процессы приобретают на региональном уровне.
Следует отметить, что до сих пор нет единого мнения в вопросах выработки стратегии и концепции региональной безопасности в Центральной Азии.
Угрозы региональной безопасности Центральной Азии имеют высокий уровень, причины тому:
- стратегическое положение региона;
- сырьевые богатства;
- слабая заселенность территории.
Современная глобализация и её влияние на ЦАР предопределяют необходимость постоянной оценки состояния, перспектив обеспечения региональной безопасности и разработку адекватных мер по выявлению и уничтожению в первую очередь региональных угроз.
В проблеме безопасности Центральной Азии ключевую роль играет региональный аспект, поскольку исходит из решения задач по формированию единства стран, недопущения их разобщенности. В этих условиях важной задачей является разработка новой региональной политики, исходящей из национально-культурных, социально-демографических, природно-климатических, хозяйственных реалий, а также исторических особенностей формирования и развития ЦАР.
Однако, наиболее сложным вопросом является то, что в политической, экономической, интеллектуальной элите стран Центральной Азии до сих пор отсутствует четкое стратегическое и единое видение её будущего. Через двадцать пять лет после обретения государственности, страны Центральной Азии всё ещё стоят на пороге системных изменений.
При всех очевидных минусах, государства Центральной Азии заявляют о себе как о состоявшихся стабильных государствах с развивающейся экономикой и сформировавшимися внешнеполитическими приоритетами. Несомненно, авторитет ЦАР на мировой арене возрос, это свидетельствует об увеличении регионального веса, росте значения для глобальной экономики и финансов. Вместе с тем, с учетом современных реалий внешняя политика стран региона требует модернизации и продвижения национальных интересов. На этот процесс воздействует целый ряд внутренних и внешних факторов. Среди важных внутренних факторов следует отметить кардинальные изменения в политическом и социально-экономическом развитии стран, завершении переходного периода стран к новой стратегии долгосрочного и устойчивого развития. Внешние факторы представлены необходимостью преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, обострением конфликтов и современных проблем человечества, появлением новых геополитических и геоэкономических интересов.
Ни для кого не секрет, что страны Центральной Азии будут укреплять всестороннее сотрудничество с Китайской Народной Республикой (КНР) в рамках политического диалога на всех уровнях, развивать энергетическое, инвестиционно-технологическое, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в транзитно-транспортной сфере, аграрном секторе, в области совместного использования водных ресурсов. Но, при ведении этого сотрудничества стоит быть очень аккуратным в вопросе подпадания под зависимость от КНР.
В тоже время, Центральная Азия, занимая выгодное географическое положение, является регионом столкновения стратегических интересов Китая, России, европейских стран, США и так называемых, исламских государств-лидеров. Более того, здесь переплетаются различные религии - ислам, христианство, представленное различными течениями, что также осложняет всю обстановку. Поэтому курс ведения внешней и внутренней политики стран региона и все связанные с ним изменения будут иметь существенное значение для развития всего региона. Вместе с тем, этот же геополитический фактор способен создать угрозу национальной безопасности стран региона.
В настоящий момент геополитический курс стран Центральной Азии достаточно понятен. Из него можно вычленить некоторые направления развития:
- установление выгодных связей с Китаем, что имеет огромный потенциал по сотрудничеству: от обеспечения мира и стабильности в регионе до выхода к морским портам АТР;
- сохранение равенства между государствами Центральной Азии, а также Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Азербайджаном, начиная от торговых связей, линий нефтепровода до выхода к морским портам;
- установление хороших отношений с Россией;
- установление полезного партнёрства, доступ к передовым технологиям Японии, США, Западной Европы.
В связи с этим, для обеспечения реального развития Центральной Азии, как многонационального и религиозного региона необходима единая объединяющая всех идеология, соответствующая ожиданиям и стремлениям каждого. Лидерам стран стоит определить общие приоритетные ценности, начиная от значимости правового демократического общества, заканчивая национальным колоритом.
Таким образом, страны ЦАР должны взаимодействовать между собой на принципах дипломатии, в соответствии со своими национальными интересами, сохраняя при этом партнерские взаимоотношения с соседними государствами. Геополитические и геоэкономические цели государств Центральной Азии должны всегда строиться на основе взаимных интересов с зарубежными странами и международными организациями, но не позволяя давления на себя и союзников. Только такой подход способен привести к успеху и процветанию региона.
Правила комментирования
comments powered by Disqus