Интервью Vzglyad.az с экспертом по внешней политике Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации, казахстанским политологом Жумабеком Сарабековым.
- Недавно Казахстан предложил создать консорциум с участием всех стран Туркестана для соединения железнодорожных маршрутов Казахстан — Туркмения — Иран и Казахстан — Узбекистан — Туркмения — Иран с портом Чабахар. Как вы относитесь к подобной идее и что это даст региону в целом?
- Здесь необходимо отметить, что инициатива казахстанской стороны была озвучена в рамках диалоговой площадки «Индия-Центральная Азия». И предложенную идею следует рассматривать в контексте развития экономических связей между центральноазиатским регионом и Индией. Актуальность налаживания эффективных маршрутов обусловлена в первую очередь тем, что Индия, у которой весьма напряженные отношения с Пакистаном – естественным мостом, соединяющим Центральную Азию с Южной, сейчас не имеет прямого выхода к региону и это выступает существенным ограничителем для взаимной торговли и производственного сотрудничества. Поэтому стороны нуждаются в создании оптимальных логистических цепочек.
Вместе с тем предложение Астаны преследует и другую цель, связанную с реализацией транспортного потенциала региона. Несмотря на то, что центральноазиатские государства располагают большими возможностями в качестве транзитного хаба Евразии, на сегодняшний день внутри Центральной Азии существует огромное количество административных барьеров. Они мешают бизнес-сообществам оперативно осуществлять бизнес-операции и в разы увеличивают транспортные издержки. В данном контексте идею создания консорциума с участием всех стран ЦА, с которой выступил глава казахстанского МИД, можно считать своевременной и актуальной.
- Какова реакция России и Китая на эту инициативу?
- Пока какой-либо официальной реакции со стороны Москвы или Пекина мы не услышали. Но в любом случае проект консорциума в случае реализации должен отвечать интересам всех сторон, так как он направлен на укрепление внутрирегиональных связей и способствует росту экономик государств Центральной Азии. Тем самым укрепляется экономическая безопасность региона.
- А как насчет США?
- Я бы не переоценивал геополитическую значимость предлагаемого к созданию железнодорожного консорциума. Речь не идет о кардинальном переформатировании существующей карты транзитных маршрутов, а о налаживании и повышении эффективности единой системы управления уже имеющимися в наличии дорогами. Не думаю, что это вызовет острое неприятие со стороны какой-либо державы, заинтересованной в центральноазиатских делах. Что касается Соединенных Штатов, на мой взгляд, Вашингтон будет приветствовать интеграционные подвижки в Центральной Азии. Более того, создание консорциума откроет новые возможности для вовлечения Афганистана в процессы регионального экономического сотрудничества.
- Скорее всего, полный запуск транзита по этому маршруту потребует не мало времени. Кто из внешних игроков мог быть заинтересован в ускорении реализации этой инициативы?
- Безусловно, создание консорциума и его выход на полную мощность потребует времени. И многое здесь будет зависеть в том числе от политической воли участников проекта. Без искренней приверженности идее сотрудничества вряд ли получится преодолеть существующие административные барьеры. Благо, что на текущий момент в Центральной Азии возникает новый импульс к всестороннему развитию связей. А среди внешних игроков в ускорении процесс в данном контексте может быть заинтересована Индия.
- Готова ли транспортная инфраструктура стран Центральной Азии к реализации подобного проекта?
- В принципе с точки зрения инфраструктуры можно сказать, что готовность у центральноазиатских государств есть. Однако, как и в любом важном деле дьявол кроется в деталях. К примеру, очевидно, что широкие обсуждения вызовут структура и полномочия создаваемого консорциума. В каком порядке будут приниматься решения, каким будет долевое распределение акционеров, какой будет общая тарифная политика и так далее. Поэтому, как уже отмечалось выше, принципиальную значимость имеет наличие устойчивой политической воли со стороны государств Центральной Азии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus