Современный Китай провозглашает целью своей внешней политики создание гармоничного мира. Как он будет выглядеть c точки зрения китайцев? В Пекине утверждают, что это будет многополярный мир равных суверенных государств
"Гегемонов" в гармоничном мире не будет, а отношения между всеми странами будут основаны на пяти принципах мирного сосуществования. Но как этот мир будет сочетаться с так называемой "китайской мечтой" о превращении КНР в сильную, а возможно, и ведущую державу мира?
Один из принципов мирного сосуществования – невмешательство во внутренние дела других стран. Реальная политика Пекина на протяжении всего периода существования КНР редко ему соответствовала. Взять хотя бы всемерную поддержку антиправительственных маоистских движений во многих государствах Азии, широко практиковавшуюся в 60-70-е годы ХХ века.
После начала рыночных реформ Дэн Сяопина Пекин эту практику прекратил, перейдя к прагматичному сотрудничеству с любыми режимами, в том числе и диктаторскими, правительствами любых государств. Пекинские теоретики внешней политики постоянно подчеркивали, что их страна (в отличие от Запада) никогда не связывает развитие взаимовыгодного сотрудничества или предоставление экономической помощи с какими-либо условиями относительно внутренней политики партнера. Однако сегодня некоторые требования Китая к другим странам вполне можно истолковать как попытки навязать свою точку зрения как единственно правильную.
В недавней статье сотрудник американского Гудзоновского института Кристофер Форд поделился своими впечатлениями от участия в международном Сяньшаньском форуме, организованном китайскими военными. Ученый выразил недоумение тем, что китайские участники условием большего доверия между Китаем и другими государствами считали полный переход последних на китайские позиции. Это касалось, например, подхода к проблемам Корейского полуострова, островов в Южно-Китайском море, территориального спора с Японией. Доверять, с точки зрения экспертов НОАК, в Китае могут только тем, с кем полностью согласны, от остальных надо требовать такого согласия.
На вопрос К.Форда, не являются ли требования к Японии переписать школьные учебники, пересмотреть подход к истории и признать острова Дяоюйдао (Сенкаку) китайской территорией вмешательством во внутренние дела этой страны, ответ прозвучал резкий. Американскому ученому было сказано, что эти вопросы касаются Китая и по ним компромиссов быть не может. Исходя из такого подхода, дружественными и заслуживающими доверия соседями в Пекине будут считаться только те страны, правительства которых полностью разделяют китайскую позицию по всем двусторонним вопросам и принимают меры к ограничению других мнений.
Проблемы перекосов в информационных и других обменах касаются и отношений Китая с Россией. Российско-китайский договор 2001 года о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве предписывает не допускать "создания и деятельности на своей территории организаций и групп, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны".
На этом основании Пекин требует от Москвы запрещать акции групп, официально зарегистрированных в полном соответствии с российским законодательством, однако в Китае считающихся оппозиционными (например, отделений "Фалуньгун"). В России на русском языке распространяется несколько китайских журналов, вещают три китайских телеканала, однако распространение сигнала российских телеканалов даже на русском языке в Китае власти допускают только в гостиницах уровня от "трех звезд".
В последние годы Китай в рамках программы по наращиванию "мягкой силы" предпринял широкое пропагандистское наступление на Запад. Только в США работает более 800 китайских журналистов, вещают китайское телевидение и радио на английском языке, на китайские государственные деньги издаются англоязычные журналы и газеты. В то же время иностранные журналисты в Китае, прежде всего американские, сталкиваются с многочисленными ограничениями, а их численность строго лимитируется.
В чем же тогда состоит китайское видение "гармоничного мира"? Не в том ли, что Китай считает себя единственным камертоном, на который в перспективе должны будут настраиваться все другие государства? Именно все – поскольку Пекин собирается усиливать свое "информационное присутствие" по всему миру. При этом послушные будут щедро поощряться за счет средств окрепшей китайской казны, а прочие – терять в выгоде.
Понятно, что это - иллюзия, не соответствующая характеру современного мира. Если не противодействовать такому подходу, то однажды можно проснуться в "гармоничном мире" по-китайски. Те, кому такое мироустройство не нравится, должен активнее напоминать китайской стороне о необходимости соблюдения принципов плюрализма и равноправия в международной информационной политике.
Автор: Александр Лукин
Источник: http://rus.ruvr.ru
Правила комментирования
comments powered by Disqus