Товарооборот Узбекистана и Кыргызстана составил 481 миллионов долларов, из которых 348,2 – экспорт Узбекистана. Естественно, страны стремятся к балансу во внешней торговле, равноправным отношениям. Но сейчас имеем то, что имеем. Попробуем разобраться, насколько реализованы в этих цифрах интересы граждан двух государств.
Узбекистан в 2018 году достиг заметного улучшения поставок текстильной и плодоовощной продукции во внешние рынки, в том числе в Кыргызстан. Например, этой республике поставлено текстиля на 150 млн. (рост почти три раза) долларов, фруктов и овощей – 80 млн. долларов. Очевидно, что большая часть первой группы товаров – это пряжа, которая будет перерабатываться на территории соседа. То есть, продукция с высокой добавленной стоимостью будет создаваться там и приносить пользу в бюджет. Естественно, выгодно и кыргызским предпринимателям, закупившим полуфабрикат. То же самое можно сказать и по поводу плодоовощей, которые в переработанном виде можно экспортировать уже в третьи страны, например, Китай. Поэтому в увеличении импорта этих товаров в Кыргызстан я вижу одни плюсы.
Теперь разберемся, почему в товарообороте с Узбекистаном отстает экспорт этой страны. На самом деле, по официальным данным, обе страны нарастили взаимные поставки на одинаковую величину – почти в два раза: Кыргызстан увеличил поставки с 75,4 миллионов долларов в 2017 году до 132,8 миллионов в 2018-м. Узбекистан - с 178,3 до 348,2 миллионов. Почему во втором государстве цифры крупнее? Так получилось, что экономика этой страны и соответственно внешняя торговля больше, чем у первой.
Необходимо учитывать еще и такой нюанс, как неофициальный рынок - когда граждане Узбекистана пересекают границу, чтобы закупиться китайскими товарами на кыргызских базарах. Если учесть потраченные на черных рынках этой страны доллары, то товарооборот выглядел бы сбалансированнее.
В подтверждение вышесказанному можно привести и то, что в Кыргызстан приходится 23 процента из общего числа выезжающих из Узбекистана – это почти 3,2 миллиона человек в год. Цифра больше, чем в Россию, Республику Корея, Китай и США вместе взятые. Конечно, гости не ограничиваются отовариванием, пользуются услугами кафе, ресторанов, гостиниц.
Ряд СМИ, например, информационный ресурс «Озодлик» считает текущее состояние товарооборота стран несправедливым. Приводятся притянутые за уши факты якобы о том, что Узбекистан всячески защищает свой рынок, пользуясь при этом привилегиями на территории соседа. Однако это не может быть правдой хотя бы потому, что именно Ташкент инициировал идею «Центральная Азия без границ». Будь то туркменские, казахские, таджикские или кыргызские производители – двери открыты для всех. Тем более, экономики стран являются не конкурирующими, а взаимодополняющими. Допустим, Узбекистан продает Казахстану текстиль и минеральные удобрения, покупая взамен стройматериалы и природный газ, Туркменистан может заполнить рынки республики коврами, рыбой, нефтепродуктами. Кыргызстан – шерстью, мясной продукцией, электроэнергией и другими.
На мой взгляд, главное искать точки соприкосновения – ниши на рынках, где завозимый из далеких стран товар можно было бы заменить продукцией соседа. Наши предприниматели находят эти позиции и заполняют их. Такие же возможности есть и в Узбекистане – станем ли мы закрываться от соседей, если они смогут заместить более дорогой импортный товар? Ответ один: «Добро пожаловать!».
Вердикт: преобладание экспорта из Узбекистана ошибочно считать ущемлением прав кыргызских бизнесменов. Самое подходящее определение отношениям – взаимовыгодное партнерство, так как эти два государства, укрепляя сотрудничество, приумножают свое благосостояние.
Правила комментирования
comments powered by Disqus