В оренбургских степях, там, где в течение сотен лет кочевали со своими стадами и отарами кайсаки (это слово затем трансформировалось в «казахов»), иногда можно увидеть красивые каменные стелы, от которых почти физически веет древностью. Это кулпытасы - памятники, которые устанавливали кочевники над могилами своих ханов
Их, к сожалению, сохранилось немного. Около трех десятков в Беляевском районе, чуть побольше в Акбулакском и Соль-Илецком. Кайсаки ставили кулпытасы со средних веков вплоть до начала ХХ века. Самыми ценными считались памятники, вырезанные из розового ракушечника, который привозили с восточного берега Каспия.
Этот камень хорошо поддавался обработке и не разрушался от больших перепадов температур, характерных для наших степей. Кулпытасы попроще делались из местного камня. А во второй половине ХIХ века для их изготовления стали использовать бетон.
Сохранились сведения, что в Оренбурге на границе ХIХ и ХХ веков работала специальная артель, изготовлявшая кулпытасы: как бетонный «ширпотреб», так и эксклюзивные, зачастую высокохудожественные, изделия из природного камня.
Форма и размер стел значительно менялись, в зависимости от исторического периода и от территории их установки. Они бывают с квадратным, прямоугольным или восьмиугольным сечением. У большинства памятников имеется шарообразное навершие. В некоторых районах Казахстана распространены кулпытасы в виде узкой усеченной пирамиды.
Как правило, на стелах вырезался замысловатый орнамент и суры из Корана, выполненные стилизованной арабской вязью. Ни имени упокоившегося, ни дат его жизни на кулпытасах не отражалось. Зато практически всегда в нижней части стелы наносилась тамга - родовой знак усопшего.
Практически единственное исключение этому - кулпытас, установленный на могиле казахского народного героя Есет-батыра. Этот памятник находится около села Бестамак, неподалеку от Актюбинска. На нем выбито имя легендарного полководца и соратника хана Абулхаира - того самого, кто фактически объединил казахских лидеров и убедил их в выгодности союза с Россией.
Некоторые историки считают, что традиция устанавливать кулпытасы произошла от более древнего, доисламского обычая кочевых народов ставить на могилах предков антропоморфные фигуры - «каменные бабы». Им придавали форму, схожую с человеком.
Символически обозначали руки, лица. Но ислам запретил изображение людей и даже животных. Поэтому на кулпытасах лиц не бывает. Однако их круглое навершие, очевидно, является наследием древних традиций, когда у изваяний имелась голова.
Казахи к своим кулпытасам во все времена относились как к сакральным, священным местам. Очевидно поэтому, в ранний советский период новая власть демонстративно пренебрежительно обращалась с этими историческими памятниками.
Их сносили, использовали как строительный материал. В Уральске из кулпытасов делали бордюры на улицах. В поселке Бурлык Буртинского (ныне Беляевского) района древние надгробия использовали в качестве бута в фундаменте при строительстве нового правления совхоза. Несколько лет назад в том же Беляевском районе дайверы обнаружили десятки кулпытасов на дне Урала, там, где раньше был мост. Очевидно, их использовали для укрепления свай.
Многие кулпытасы поражают изящностью и тонкостью орнамента. Но люди, интересующиеся этим вопросом, сходятся во мнении, что самыми красивыми из степных стел являются три древних памятника в долине речушки Тузлукколь, в Беляевском районе.
Существует легенда, что здесь были похоронены знатные воины легендарного Тамерлана: якобы они были случайно растоптаны во время невероятной по масштабам облавной охоты на сайгаков. Это произошло в мае 1391 года, когда Тамерлан вел свою несметную армию на битву с ханом Золотой Орды Тохтамышем.
Чтобы пополнить запасы провизии, он приказал воинам загоном окружить громадный участок степи и выдавливать на, говоря современным языком, номерных стрелков - лучников десятки тысяч сайгаков. В одном месте животных было так много, что они просто смяли своей лавиной номерных - для Тамерлана это было большим ударом: знатные воины погибли не в бою, а из-за, в общем-то, нелепости.
В определённом смысле это был позор для их родов. Впрочем, один шаман, постучав в бубен, успокоил полководца: видение открыло ему, что это сам бог войны Сульдэ забрал перед решающей битвой с Тохтамышем себе в мир духов трёх его лучших ханов, дабы те помогали ему поддерживать войско Тамерлана во время главного удара.
Правдива легенда или нет, мы не знаем. Но летописец Тамерлана подтверждает, что войско правителя Средней Азии действительно проходило именно через эти места. И большую охоту для пополнения запасов провианта он действительно устраивал. Кроме того, правдивость предания подтверждает тот факт, что на всех трех кулпытасах нанесена тамга разных родов. А это нехарактерно для родовых кайсацких захоронений.
Историческим является и тот факт, что в страшной битве Тамерлан смог разбить втрое превосходящее его войско Золотой Орды 18 июня 1391 года. А бой этот произошёл на берегах Волги, на ровном участке степи, откуда сегодня взлетают и садятся самолёты международного аэропорта «Курумоч».
В Оренбургской области специалистов, изучающих кулпытасы, пока, к сожалению, нет. Нет даже перечня сохранившихся стел. И краеведам-любителям остается надеяться на исследователей из Казахстана.
Там по поручению президента Назарбаева разработана программа «Сакральная география». Она предполагает подробное изучение кулпытасов и других исторических памятников казахского народа и его предшественников. И казахстанские ученые уже проявили интерес к таинственным и мрачным каменным свидетелям истории Оренбуржья.
Правила комментирования
comments powered by Disqus