ВыСОХшие отношения
Бишкек и Ташкент все-таки договорились о снабжении своих анклавов. Грузы с продовольствием, медикаментами и горюче-смазочными материалами все-таки пересекут границу в обоих направлениях. После нескольких дней взаимной блокады люди, оказавшиеся в изоляции, уже начинали испытывать дискомфорт.
В узбекском Сохе, что на территории Киргизии, это, может быть, ощущалось в меньшей степени. Разве что подскочили цены на товары первой необходимости. Зато в киргизском селе Барак, окруженном Узбекистаном, по словам местных граждан, уже становилось хуже, чем в бараке. Спички, соль, мука, керосин - дефицитный стандарт военного времени.
Хотя здесь и не было стрельбы, но что такое находиться в осаде, теперь знают и тут. В полном смысле она еще не закончилась. Узбекистан лишь открыл гуманитарный коридор по согласованию пограничных ведомств двух стран. Но конфликт между Бишкеком и Ташкентом до конца не урегулирован.
Отношения двух государств резко обострились после крупного пограничного инцидента на территории Баткенской области Киргизии в начале января. Жители узбекского анклава Сох напали на киргизских пограничников и захватили в заложники около трех десятков киргизстанцев. Несколько граждан Узбекистана получили во время столкновений огнестрельные ранения, были госпитализированы также пятеро их визави. Всех заложников в итоге отпустили.
Но маховик недобрососедства уже был запущен. После серии стычек Ташкент принял решение закрыть все международные и железнодорожные контрольно-пропускные пункты. Это привело к полной изоляции жителей анклавов. Властные структуры и уполномоченные лица двух государств вроде бы создают видимость некоего примирительного процесса, но на границе тучи ходят хмуро.
Зато поезда уже не ходили вообще. Уже свыше 600 вагонов с грузами, предназначенными для Киргизии, в том числе около 80 с горюче-смазочными материалами, скопилось на узбекской стороне. В Бишкеке даже заговорили о срыве посевной кампании на юге страны, если вопрос доставки ГСМ не решится в ближайшее время.
Попала ли "горючка" в полном объеме в перечень товаров первой необходимости, неизвестно. Понятно только, что конфликт еще далеко не исчерпан. Пока речь, скорее, можно вести о некоем перемирии. Это, конечно, не значит, что противостояние все еще вероятно. Но пока есть спорные территории, в отношениях двух стран всегда будет оставаться место высокого напряжения. И, похоже, это навсегда.
Приграничная неопределенность - это вечная тема и головная боль соседей. Это наследство до конца так и неразделенного совместного прошлого и бесконечный двигатель конфликта. По обе стороны кордона помнят, чем закончились этнические столкновения на юге Киргизии летом 2010 года. Тысячи узбеков тогда вынуждены были спасаться бегством. И это именно узбекских лидеров Бишкек тогда назвал виновными.
Это с тех пор Ташкент затаил. Хотя он всегда демонстрировал неуживчивость. Причем касается это не только спорных территорий. Не может смириться он со строительством в Таджикистане и Киргизии гидроэлектростанций, поскольку полагает, что это создаст ему ощутимые водные проблемы, периодически обрывает поставки газа, что партнеры толкуют как шантаж и давление.
У этих историй, видимо, нет предела, как нет конца и этому соседству, даже если часто оно совсем недобрососедство.
Тему продолжит эксперт по странам Центральной Азии Аждар Куртов.
Шейнкман: Как вы считаете, это перемирие или мирное урегулирование конфликта?
Куртов: Конечно, до урегулирования конфликта еще далеко. Дело в том, что этот конфликт своими корнями уходит в историю. По сути, в Центральной Азии, несмотря на то, что после распада Советского Союза и образования новых суверенных государств прошло чуть более 20 лет, пограничные вопросы так и не решены. Не существует четко оформленных границ, в частности, между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном.
Со времен Советского Союза осталось много проблем, в частности, ряд анклавов, то есть территорий, принадлежащих другому государству, но расположенных в полном окружении нынешнего суверенного государства, например, Кыргызстана, поскольку речь идет о последнем конфликте вокруг узбекского анклава Сох, находящегося в Киргизии. До сих пор стороны не могут договориться.
Обычно такие вопросы и в других странах мира решаются очень сложно. Поскольку самый лучший путь - это размен территорий. Но Узбекистан и Киргизия не хотят идти на размен. Да и жители этого анклава не хотят никуда переселяться, прекрасно понимая, что надлежащей компенсации за это со стороны властей им не будет. Поэтому нынешнее урегулирование конфликта можно считать временным.
На самом деле принципиально ситуация не разрешилась. Это ненормально, когда существуют границы внутри государства и нет нормального сообщения, в том числе автомобильного, когда перекрываются дороги, жители рушат столбы электропередач. В общем, накопившиеся проблемы время от времени дают о себе знать. Я думаю, что нынешнее обострение не было последним.
Автор: Михаил Шейнкман
Источник: http://rus.ruvr.ru
Правила комментирования
comments powered by Disqus