Кыргызстан является лидером в Центральной Азии по количеству исламских учебных заведений, но пока не решен полностью вопрос приведения в соответствие религиозного и светского образования.
В Государственной комиссии по делам религий регистрацию прошли 112 исламских учебных заведений. В настоящее время зарегистрированы один исламский университет, 9 исламских институтов, 102 медресе, из которых работают 78.
В Казахстане насчитывается 13 религиозных учебных заведений – университет, институт повышения квалификации имамов, 9 медресе и 2 учебных центра.
В Узбекистане насчитывается 11 учебных заведений – два исламских института и 9 медресе.
В Таджикистане существует один исламский институт. Базовые знания об исламе преподают не в медресе, а в колледже при этом институте. Несколько лет назад в Таджикистане были закрыты все медресе и единственная гимназия.
О проблемах приведения в соответствие религиозного и светского образования мы поговорили с экспертом в области религии Канатбеком Мурзахалиловым и членом Совета улемов Марсом Ибраевым.
Количество и качество
Ибраев: В Кыргызстане все началось с одного или двух медресе, сегодня таких учебных заведений больше ста. Появились средние и высшие образовательные учреждения. Число учеников достигло около 8 тысяч.
Системная работа в области законодательства и утверждение концепции религиозной политики направили религиозное образование в одно русло, ситуация начала улучшаться.
Мурзахалилов: Многие медресе не выдают документы государственного образца. Выданные сертификаты или свидетельства признаются только ими самими. Закончившие такие медресе дети не могут получить профессиональное образование. В результате они не могут найти работу. Это должны делать государство, муфтият и другие соответствующие органы…
Ибраев: Вы говорите правильно. Не все медресе получили лицензию и прошли аккредитацию. Таких стандартов нет. Вызывает сожаление, что при Министерстве образования и науки нет отдела, который мог бы аккредитовать религиозные учебные заведения и выдавать им лицензию. Муфтият, по возможности, в целях повышения качества образования и при поддержке международных организаций вводит в учебных заведениях такие дополнительные специальности, как сварщик, повар и так далее.
Такая программа реализуется не во всех медресе, только в самых крупных. Было бы хорошо ввести государственные стандарты обучения в медресе. К примеру, в Турции есть признаваемые государством медресе «Имам хатиб». Пусть наши будут непохожими на них, но было бы хорошо иметь систему и единые стандарты.
Мурзахалилов: Соседние страны сократили количество медресе и религиозных учреждений. Возможно, в Кыргызстане назрела необходимость перехода от количества к качеству.
Ибраев: Это естественные процессы. Не надо насильно сокращать их количество, как я сказал, если будут введены стандарты, то число таких учебных заведений само по себе уменьшится. Неправильно это делать насильно. Потому что есть дети, которые хотят учиться, нельзя их ограничивать. Если ограничивать, то может появиться недовольство.
Роль государства
Мурзахалилов: Кыргызстан в соответствии с Конституцией является светским государством. Правда и то, что в обществе есть спрос на получение религиозного образования. Но государство, которое выбрало светское направление - должно ли оно вмешиваться в религиозное образование?
Ибраев: Государство даже будучи светским должно учитывать общественный спрос. Государство должно обеспечивать требования общества. Сообщается же, что в Кыргызстане свыше 80 процентов, а по другой информации и 91 процент населения, являются мусульманами.
Мы не можем сказать, что каждый считающий себя мусульманином ходит в мечеть или собирается учиться в медресе. Государство обязано делать все в рамках закона. Если религиозная сфера будет вести свою деятельность в рамках закона, тогда будет дисциплина. «Вмешательство», о котором я говорю, поможет навести порядок в религиозной сфере.
Мурзахалилов: Как вы объясните необходимость приведения в соответствие светского и религиозного образования?
Ибраев: Это требование современности. Мы принимали участие в открытии Болгарской исламской академии в Татарстане. Там мы увидели взаимодействие, переплетение светского и религиозного образования. Потому что богословы в медресе учились всем наукам.
Такой метод создает условия для понимания Корана и адаптации к современному миру. Если говорить на примере нашего Исламского университета, там в соответствии с требованиями Министерства образования и науки тоже обучают светским предметам.
В Болгарской исламской академии, которая расположена в 200 километрах от Казани, воспитывают исламских богословов с научной степенью. Из Кыргызстана тоже есть богословы. Кыргызстан - страна в Центральной Азии, в которой у каждого есть право на свободу мысли и вероисповедания.
Свобода вероисповедания тоже на высоте. Но есть и границы этой свободы. Эти границы можно определить только образованием и наукой.
Мурзахалилов: Мы говорим и о том, что Кыргызстан - лидер и по количеству религиозных учебных заведений. Если Кыргызстан лидер, то какая необходимость в обучении и подготовке богословов в Болгарской исламской академии?
Ибраев: Президент интересовался этим вопросом, не просто так он вел переговоры по обучению кыргызстанцев и обмену опытом с Болгарской академией в Казани или исламскими университетами в Уфе и Москве. Я думаю, возможно, подготовленные кадры понадобятся для того, чтобы вести деятельность Исламской академии в Кыргызстане.
P.S.: В Кыргызстане в 2016 году была проведена аттестация работников религиозной сферы. На аттестацию не допустили 92% руководителей и 42% учителей религиозных учреждений - из-за отсутствия у них светского образования. В рамках проведенной осенью 2017 года аттестации 730 из 2670 имамом не прошли ее.
Кто должен определять правила?
Мурзахилов: Среди экспертов есть такое мнение, что государство должно определить правила игры в сфере религиозного образования. Если мы хотим реализовать религиозный плюрализм и разнообразие идей, то нужно возродить роль государства и муфтията.
Ибраев: Конечно, государство должно определить правила. Нужно определить и направление деятельности муфтията и Совета улемов. К примеру, при открытии академии нужно определить точные цели. Только тогда они дадут свои плоды.
Правила комментирования
comments powered by Disqus