Продвигая свои интересы в Центральной Азии, США традиционно делают большой упор на Казахстан: Вашингтон является вторым по объему инвестиций внешнеэкономическим партнером страны, он добился разрешения пользоваться казахстанскими портами для транзита своих грузов, а недавно Штаты значительно расширили свой дипкорпус в республике.
По мнению экс-советника-посланника Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь, доктора политических наук, руководителя Центра европейских и стратегических исследований Международного научного комплекса «Астана» Мурата Лаумулина, США хотят сократить влияние на Казахстан его географических соседей – России и Китая.
Собеседник «Евразия.Эксперт» объяснил, с помощью каких рычагов Штаты оказывают влияние на Астану, как антироссийские санкции США влияют на экономику Казахстана и в каком направлении развивается оборонное сотрудничество Астаны и Вашингтона.
- Мурат Турарович, 14 февраля 2019 г. новый посол США в Казахстане Уильям Мозер вступил в должность, сменив на этом посту Джорджа Крола, руководившего посольством в Астане с 2014 г. Тревожным фактором, как отмечают некоторые эксперты, является увеличение численности американских дипломатов в Казахстане. Как США этого добились?
- Это стало возможным после беспрецедентного закулисного давления на Казахстан. Дело в том, что решении об участии Казахстана в транспортировке военного снаряжения США и НАТО через каспийские порты Казахстана в Афганистан, которое вызвало такое недоумение и нервозность в Москве, носило вынужденный характер.
Еще в 2017 г. против Астаны был подан (под надуманным предлогом) фальшивый иск со стороны некоего молдаванского бизнесмена на гигантскую сумму. Бельгийский суд и суд Амстердама приняли решение об аресте в The Bank of New York Mellon (BNY Mellon) более $22 млрд, принадлежащих Нацфонду Республики Казахстан.
Причина ареста счетов – иск Анатола Стати, который обвинил Астану в рейдерском захвате своей собственности и потребовал возмещения убытков в размере $4 млрд.
- А какую роль в этой ситуации играют Штаты?
- По-видимому, данный вопрос затрагивался в ходе переговоров в рамках визита лидера Казахстана в США.
То есть фактически обещание Астаны Дональду Трампу дать разрешение на транспортировку военных грузов через Каспий стало платой за поддержку официального Вашингтона и влиятельных кругов Запада против этого абсурдного и мошеннического иска.
В этой связи президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству вернуть финансовые средства отечественных компаний из-за рубежа. Резко возрос риск ухудшения отношений Казахстана с Россией.
Однако, учитывая колоссальный дипломатический опыт Первого Президента независимого Казахстана, отношения с Москвой удалось спасти. Тем не менее, учитывая «слабину», а также другие факторы, расцененные как своеобразные сигналы, в том числе переход госязыка на латиницу, в Вашингтоне решили, что следует «ковать железо, пока горячо», и усилили свой дипломатический десант в Астане.
- Какова цель США в данной ситуации?
- Целью является, скорее всего, наращивание давления на казахстанское руководство и общество. Тем более, что все крупные геополитические игроки, действующие в Евразии, так или иначе готовятся к смене лидерства в Ак-Орде. При этом ставки в игре повышаются.
- Какие возможности для Казахстана создает развитие отношений Москвы и Ташкента?
- Серьезные сдвиги в российско-узбекских отношениях, безусловно, влияют на ситуацию в Центральной Азии в целом. Затрагивают они и российско-казахстанское взаимодействие, открывая для него новые возможности.
Москва и Ташкент вряд ли могут наладить полноценное торгово-экономические взаимодействие друг с другом без активного включения в это сотрудничество Астаны.
Значительная доля грузопотока между Россией и Узбекистаном неминуемо проходит транзитом через Казахстан – своеобразный мост между Узбекистаном и Россией и другими странами ЕАЭС, включая Беларусь.
- Как антироссийские санкции США влияют на экономику Казахстана?
- На повестке дня в двусторонних отношениях стоят вопросы соблюдения экономических интересов Казахстана в условиях введения США антироссийских санкций. Антироссийские санкции также имеют инвестиционный, торговый и курсовой каналы влияния.
Проблема в том, что для инвесторов Казахстан рассматривается как партнер России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Многие инвесторы опасаются, что Казахстан находится в одной связке с Россией, и если что-то произойдет с российской экономикой, то это тут же отразится и на казахстанской экономике.
В этом плане не очень хорошая репутация России в глазах инвесторов косвенно отражается на Казахстане.
В Вашингтоне казахстанская сторона получила гарантии того, что экономические санкции в отношении России не направлены на ключевого партнера США в регионе – Казахстан.
- В развитии каких энергетических проектов в регионе заинтересована Астана?
- В качестве транзитного государства Казахстан может поддерживать диверсификацию газопроводов из Туркменистана, но заинтересован в том, чтобы они, как правило, прокладывались через казахстанскую территорию.
Исходя из этого, Астане выгоднее отдавать предпочтение таким проектам, как прикаспийский и китайский газопроводы. Однако в качестве сопоставщика газа в новые трубопроводы Казахстан вполне имеет право участвовать в таких альтернативных проектах.
В отношении ситуации на Каспии Казахстан заинтересован в том, чтобы Туркменистан урегулировал свои противоречия (вероятно, на компромиссной основе; здесь также востребована посредническая роль РК) с Баку и присоединился к негласной коалиции постсоветских государств, которые бы выступили единым фронтом и вернули позиции Ирана к прежнему статусу-кво (до 1991 г.).
- Недавно американский генерал Джозеф Вотел призвал Астану покупать американское оружие. «Казахстан должен тщательно сбалансировать сотрудничество с США, чтобы избежать любых действий, которые его соседка Россия могла бы истолковать как угрожающие».
Как вы рассматриваете перспективу такой сделки между США и Казахстаном? Может ли Казахстан приобрести американское оружие?
- В мае 2018 г. Астана подписала закон о ратификации протокола о внесении изменений в соглашение между правительствами Казахстана и США, предусматривающего создание новых пунктов пропуска для железнодорожного транзита специальных грузов и сопровождающего персонала США в Афганистан.
Транзит будет осуществляться из Азербайджана через каспийские порты Актау и Курык. Однако для реализации этого закона в силу географических факторов необходимо участие Узбекистана.
По сути, действия Астаны означают начало реализации плана Вашингтона по созданию маршрута через Азербайджан, Казахстан и Узбекистан, который должен стать альтернативой маршруту через Пакистан.
При содействии США в узбекской столице прошла встреча начальников генштабов стран Центральной и Южной Азии. Самым интригующим стало появление на ней командующего Центральным командованием вооруженных сил США генерала Джозефа Вотела, который также провел переговоры с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым.
«На встрече особое внимание было уделено вопросам расширения узбекско-американского военного и военно-технического сотрудничества и взаимодействия в области безопасности.
Выступая недавно в Сенате, генерал Вотел заявил, что США планируют нарастить поставки вооружения в страны Центральной Азии, чтобы вытеснить с этого рынка другие страны, прежде всего, Россию и Китай. Говоря о сотрудничестве Казахстана и США, он назвал его «продуманным и долгосрочным».
«Соединенные Штаты помогают республике осуществлять реформы, например, в плане подготовки офицерского состава и внедрения профессионального военного образования». За океаном высоко оценивают участие казахского правительства в проектах, направленных на поддержание экономики и социальной стабильности в Афганистане.
По его словам, США планируют в текущем году расширить партнерство, чтобы уменьшить влияние на Казахстан его географических соседей – России и Китая.
Правила комментирования
comments powered by Disqus