Десятки мужчин и жещин пожилого возраста попадают в тюрьму за различные преступления. Порой им приходится отбывать срок за своих детей.
Несмотря на то, что особой статистики по преступлениям, совершенным пожилыми людьми не существует, по свидетельству очевидцев, десятки мужчин и женщин попадают в таджикские тюрьмы за различные преступления. В прошлом году к 8 годам тюрьмы был приговорен 80-летний житель Исфары за то, что вылил в лицо судьи кислоту. Этот случай широко обсуждался в прессе. На днях в Кулябе из тюрьмы вышел 71-летний старик, который был обвинен в хулиганских действиях. Мурод Дониев уверен, что обвинение в том, что он бросил камни в соседские ворота, были актом мщения его соседей. Он считает себя невиновным.
Общий анализ показывает, что чаще всего пожилые правонарушители попадают в тюрьму за хулиганские действия, воровство, призывы к незаконной религиозной деятельности, принуждению к проституции и незаконный оборот наркотиков. В редких случаях обвиняются в совершении убийства. Журналистка Мехриннисо Назарова специализируется на криминальной тематике. Она рассказала в беседе с радио Озоди, что в женской тюрьме сидят немало женщин пенсионного возраста, «имеющих детей и внуков».
Среди них немало тех, кто был обвинен в контрабанде наркотиков и содержании притонов. «К примеру, недавно одна такая 60-летняя женщина, которая создала сеть притонов, была убита 24-летним парнем. Он убил ее, нанеся 9 ударов ножом. В Худжанде продолжается процесс над женщиной- деканом, которую обвиняют в содержании 9 притонов. Она себя виновной не считает и заявляет, что сдавала квартиры в аренду», сказала Назарова.
По ее наблюдениям, во многих случаях, пожилые люди, несмотря на богатый жизненный опыт, тоже становятся жертвами обмана преступников и совершают нарушения.
31-летняя Шодигул Гаффоров, жительница г. Вахдат год назад вышла на свободу. Она помнит примерно 20 женщин пожилого возраста, которые отбывали вместе с ней срок в Нурекской женской тюрьме. «Среди них были женщины, которые сидели за торговлю наркотиками, за кражу или незаконный переход границы. Были и те, кто сидел за воровство одежды или денег, сидели по наговору или были совершенно невинными людьми. Эта категория была намного человечнее к другим. Они относились к молодым заключенным по-матерински, нежно и с пониманием», рассказала она.
Шодигул рассказала, что среди заключенных были матери, которые решились пойти в тюрьму, взяв на себя преступление, совершенное их детьми. Эти женщины попадали туда потому, что надеялись получить небольшой срок, на скорую амнистию и милосердие государства. Многие считают, что в отношении женщин закон об амнистии применяется легче и скорее. «Лично я помню 5 таких женщин, которые отбывали сроки за своих детей. Они взяли преступление, совершенное их детьми на себя и даже в тюрьме были уверены, что не могли допустить, чтобы их дети сидели за решеткой».
Конечно, среди пожилых заключенных и немало опытных преступников, чья сознательная жизнь прошла от звонка до звонка. Для многих из них тюрьма давно стала родным домом.
Бывший заключенный мужской колонии г. Душанбе, завершивший свой 7-летний срок заключения рассказал, что вместе с ним за решеткой находилось не менее 50 мужчин старше 60 лет. По его словам, многие из этих людей совершили проступки в состоянии аффекта или сильнейшего психологического шока и всю жизнь оплакивали судьбу.
«Они сидели по разным преступлениям. Кто за убийство, кто за хулиганские действия, кто за изнасилование. Помню, был 85-летний старик из Колхозабадского района. Он попал в тюрьму за то, что в ярости убил мужчину, оскорбившего его жену в мечети. Он умолял, просил, плакал, чтоб его амнистировали, потому что давно пожалел о случившемся. Но, так и не дождался свободы. Там, в тюрьме он и сконался. Таких примеров очень много», сказал собеседник радио Озоди.
По словам отсидевших в таджикских тюрьмах людей, многие пожилые люди не могут смириться с условиями заключения и до конца страдают от лишений и психологической атмосферы, в которую попадают волею судьбы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus