Продолжающийся выброс в окружающую среду ядовитых отходов Таджикского алюминиевого завода ГУП "Талко" стал причиной критического ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации вокруг предприятия. В расположенных в зоне воздействия районах растут и без того огромные показатели детской смертности и тяжелых заболеваний.
"Таджикским Чернобылем" горестно прозвали родные земли жители Турсунзадевского района, где расположен сам завод. Из-за ежегодно выбрасываемых в атмосферу алюминиевым производством около 22 тысяч тонн веществ, среди которых более 120 тонн фтористого водорода, здесь резко снизилась рождаемость, участились случаи выкидышей, растет число детей-инвалидов. При этом закрытая информация о мониторинге ситуации в районе гласит о том, что из-за многократного превышения всех существующих норм фтора отмечается тенденция преждевременной потери трудоспособности рабочих завода, а средняя продолжительность жителей района составляет 45-50 лет. Как отмечают экологи, негативное воздействие на экологическую ситуацию также оказывает наличие хвостохранилища "Талко" объемом более 1,5 миллиона тонн неутилизированных производственных отходов, которые смываются в реки Ширкент и Каратаг.
Кроме того, медики фиксируют у жителей района вызванные ядами нарушения обмена веществ, авитаминоз и другие недуги, ставшие следствием снижения у людей иммунитета. Как сообщает источник в Минздраве республики, на территории г.Турсунзаде бушует эпидемия различных инфекционных заболеваний. Еженедельно в инфекционное и реанимационное отделение городской больницы обращаются более 500 детей с острыми кишечными инфекционными заболеваниями. Естественно, что медики оказались не готовы к такому наплыву больных. Возник дефицит больничных коек. Медучреждения не в состоянии госпитализировать всех обращающихся, в связи с чем, им выдаются только рецепты на лекарства, которые, кстати, в большом дефиците.
Ситуация, продолжает ухудшаться. За последнюю неделю в реанимационном отделении г.Турсунзаде зафиксировано 9 смертей детей дошкольного возраста. Из-за бездействия властей растает недовольство местных жителей.
На днях в реанимацию попали еще 8 человек, среди которых 5 школьников. Им поставили диагноз "ботулизм". Ослабленные организмы, отсутствие необходимых препаратов и медтехники, все это привело к смерти троих заболевших, состояние остальных оценивается как крайне тяжелое.
Чахнет впрочем, не только человек, но и окружающая флора и фауна. Так, экологи были в прямом смысле ошарашены, когда попробовали на вкус плоды, сельхозкультур, выращенных в населенных пунктах Сешанбе, Яхшиабад, Зиерат тут, Чиртак, Асбоб, М.Горький, Кизил йул и непосредственно г.Турсунзаде. Все овощи, без исключения, горьки на вкус. Но это касается лишь той небольшой доли, которая успевает дозреть на полях. Основное же количество овощей и фруктов загнивает, не успевая созреть. Сельхозпродукция, выращенная в зоне воздействия "Талко", была определена специалистами местной СЭС как "полностью непригодная к употреблению". Большие проблемы наблюдаются в регионе и в животноводстве. Отмечается падеж скота. У животных выпадают зубы, отваливаются рога.
Когда-то у населения были силы пытаться бороться за собственные жизни. Так было в апреле 2011 года, когда жители населенных пунктов Сешанбе, Яхшиабад, Чиртак, а также г.Турсунзаде организовали митинг возле административного здания алюминиевого завода с требованием принять меры по сокращению объемов выброса в атмосферу отравляющих веществ. Протестующие указали на снижение рождаемости, увеличение онкологических и других тяжелых форм заболеваний, токсическое отравления сельхозугодий и падеж крупнорогатого скота. Однако руководство предприятия проигнорировало требования местного населения, а инициаторы подобных митингов подверглись психологическому давлению и угрозам со стороны правоохранительных органов.
Арестами, побоями и угрозами закончилась и другая попытка в 2011 году нескольких жителей населенных пунктов Зиерат тут, Бештепа, Асбоб, Чиртак и Яхшиабад, расположенных в непосредственной близости от "Талко", обратиться к администрации завода с просьбой принять меры по снижению негативных последствий от деятельности предприятия для здоровья и жизни. Руководители завода, нарочито внимательно выслушав митингующих, направили их для составления заявления в районный отдел внутренних дел. Здесь же сотрудники отдела охраны "Талко" и РОВД при помощи резиновых дубинок и мокрых полотенец, в течение двух недель, проводили с правдолюбами соответствующую "разъяснительную" работу. Когда же ходоков выпустили из РОВД, им настоятельно рекомендовали впредь избегать подобных заявлений, так как это может быть квалифицировано как провокация к созданию массовых беспорядков.
Естественно, что от такой безысходности местное население большей частью собирается покинуть злополучный и опасный для жизни район. Как следствие, на заводе наметилась тенденция к массовым увольнениям рабочих. Но руководство "Талко" в данной ситуации решило проблему по-своему: на заводе практически узаконена работа в нетрезвом виде. Принудительно спаиваемый персонал травить отходами стало намного проще…
Заткнув бутылкой рот недовольным, администрация "Талко" не намерено отказываться от политики по наращиванию и расширению производства с целью создания профильного химико-металлургического центра. Затраты же на социально-экономические и природоохранные меры в программе по переходу алюминиевой промышленности на местное сырье не предусмотрены.
Сегодня "Талко" стал не только "флагманом" экологической катастрофы и высокой смертности, но еще и колоссальной коррупции, отмывания денег. Завод превратился в неиссякаемый источник нелегального дохода избранных. Рабочих завода, трудящихся в нечеловеческих и опасных для здоровья условиях, можно сравнить с самоубийцами, с той лишь разницей, что таджики идут на верную смерть не ради какой-либо высшей идеи, а ради убогой зарплаты и дальнейшего обогащения вышестоящих.
Созданная финансовая паутина, включая оффшорную схему под названием "Talco Management Ltd" приносит небольшой кучке людей несколько сотен миллионов долларов ежегодно. Противоположная финансовая подпитка между управленцами и рабочими создала в "Талко" два класса работников: выживающих на 100-150 долларов в месяц рабочих и на 3-5 тысяч долларов в месяц руководителей среднего звена, не говоря уже о непосредственных собственниках предприятия, "зарабатывающих" миллионы долларов ежегодно. В частности, алюминиевые миллионы осваиваются через шурина президента Хасана Асадуллозода. А рабочим в этих несправедливых условиях не остается ничего, кроме как заниматься воровством огарки и кокса, которые они продают в качестве топлива по цене 55 сомони (около 11 долларов США) за мешок. Помимо прочего, завод паразитирует не только на честном труде рабочих, но и на потреблении электроэнергии – чуть ли не самого дорогого удовольствия в семье таджика, продаваемого заводу по более низкому по сравнению с физическими лицами тарифу. Сегодня около 2/3 всей производимой в стране электроэнергии поставляется на нужды "Талко", из-за чего в некоторые районы особенно зимой, электричество попросту не подается…
Освещение подлинной деятельности завода "Талко" в Таджикистане остается под запретом. Ведь истинное положение дел на заводе и ситуация вокруг может привести к проблемам для жирующего руководства предприятия. Между тем, уже сегодня беспредельный по масштабам грабеж народного достояния вкупе с нечеловеческими условиями труда повысили уровень недовольства населения до критического. Дальнейшее развитие ситуации зависит лишь от того, остались ли у местного населения силы и дальше терпеть уничтожения себя и своих детей, окружающей природы и собственного достоинства.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Общество /
ГУП "Талко" - выживать в "таджикском Чернобыле" стало еще труднее
Досье:
Джаксыбеков Адильбек Рыскельдинович
Руководитель администрации президента Казахстана
Перейти в раздел «ДОСЬЕ»Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
1286
митингов прошло в Киргизии в 2012 году
Правила комментирования
comments powered by Disqus