Всю неделю отечественные СМИ бушевали: в Казахстане впервые выставлены на продажу культовые религиозные сооружения. Но поднятая информационная волна обернулась бурей в стакане воды.
Для тех, кто проворонил сенсационную новость, вкратце напомним, что речь идет об аркалыкском предпринимателе Болате Абдибекове, некогда владевшем собственной строительной компанией. Он решил за 1,2 миллиона долларов продать две мечети в Костанайской области, находящиеся в его собственности. По словам продавца, пойти на такой отчаянный шаг его вынудил обман со стороны местных властей, которые еще 16 лет назад попросили его одну мечеть построить, а другую реконструировать, но за выполненные работы так и не заплатили, в результате чего Абдибеков стал банкротом. Теперь предприниматель, пройдя все судебные инстанции и проиграв дело в Верховном суде, пытается любой ценой возместить ущерб.
Действительно, событие дикое и не укладывающееся в привычные для Казахстана рамки. Но наши коллеги явно поспешили заявить о нем как о прецеденте.
В Европе распродажа культовых сооружений уже давно в моде. В одном только Гамбурге продано с десяток протестантских и католических церквей. В одной скоро будет мечеть, в другой уже оборудуется офис крупной компании, и бывший алтарь стал просто местом отдыха с уютными диванчиками, а в остальных разместились детские сады, рестораны, отели и клубы. В Англии – то же самое: за последние сорок лет церковь продала около двух тысяч культовых сооружений, часть которых впоследствии была переоборудована в галереи искусств, бары, спортивные залы. Этот опыт перенимает и Голландия. А в Италии вчерашние храмы и вовсе перестраиваются под жилые дома…
Конечно, всегда можно сделать отсыл на “загнивающий Запад”, на безбожников в рясах католиков и привести статистику, свидетельствующую о росте количества мечетей во всем мире. Но тренд “все на продажу” не обошел стороной и ислам, и костанайский предприниматель вряд ли войдет в анналы истории как перевопроходец в этом начинании. Его давно уже опередили. Например, местные жители по кусочкам продавали мечеть Аль-Харам в Саудовской Аравии. При расширении этого культового сооружения обрушилось несколько древних стен, камни от которых ловкие правоверные быстро обернули в личную выгоду для себя, продавая их как “религиозные реликвии”. В российском городе Шахты, что в Ростовской области, Флюр Арсланов, бывший имам городской мечети, выстроенной на деньги Главного духовного управления мусульман России и народные пожертвования, выставил здание на продажу. Несмотря на то, что при строительстве культового сооружения имам смог оформить все бумаги на себя, сделка не состоялась, а Арсланову пришлось передислоцироваться в другой регион. В 2009 году в селе Медяны Нижегородской области на торги было выставлено здание мечети Рашида – самой известной в этом регионе. И подобных примеров можно привести предостаточно.
Но сенсация выглядит дутой даже не поэтому. Как оказывается, неоднозначна и фигура самого аркалыкского продавца, который, ни для кого не секрет, в течение последних семи лет пытается “сбагрить” свое добро в хорошие руки. Правда, раньше ни о каких миллионах в долларовом эквиваленте речи не шло. Для убедительности приведем обращение предпринимателя, составленное в январе прошлого года (авторские стилистика, орфография и пунктуация сохранены): “Я Абдибеков Болат. Продаю 2 мечети это Амантогайский (Амангельдинский район.) Аркалыкская бывшая областная. Сейчас Костанайской области. Народ собрал деньги за строительства мечети но какимто образом деньги до строительей не доходят. Через суд в счет погашения передали здания этих мечети. Я вовсе не объязался быт Меценатом или Спонсором , просто у меня не большой бизнес у меня она полностью остановился,пришлос пройзвести мне все расчеты с долгами Мечети.Прошу Вас помочь мне со спонсорством оплаты,чтобы закончить до конца строительства и передат народу. с/у Болат Абдибеков”.
Впервые же заключить коммерческую сделку с богом Абдибеков попробовал еще в 2006 году (об этом писали наши коллеги), “легализовав” всего одну из мечетей, на ремонт которой он, по его собственным словам, потратил 13 миллионов тенге, или примерно сто тысяч долларов. Это то самое здание, которое предприниматель сегодня продает за миллион долларов.
Для сравнения: стартовая цена выставленной на интернет-аукцион бранденбургской церкви Святого Бернарда, которую хоть на следующий день после покупки можно начать переоборудовать в мечеть, составила всего 125 тысяч евро. Возможно, аркалыкский предприниматель впечатлился стартовой стоимостью мечети в Нижегородской области – 600 миллионов рублей (примерно 20 миллионов долларов). Но мечеть Рашида так и не была продана в виду явной абсурдности цены…
Вообще же, в этой истории больше “темных пятен”, чем ясности. Например, если начать анализировать заявления самого Абдибекова, то голова может пойти кругом, так как в его версиях развития событий трудно найти точки соприкосновения – хотя бы в вопросах определения заказчика строительства мечети в Аркалыке. То это был акимат, то налоговое управление, то некая местная фирма, то вообще общественный фонд, в который стекались пожертвования на возведение храма. А если к этому добавить вдруг ни с того ни с сего поднятую сейчас информационную волну (хотя мечети были выставлены на торги еще два года назад), то история начинает приобретать признаки скорее фарса, нежели трагедии рядового предпринимателя, обманутого властями.
Впрочем, к местным чиновникам вопросов накопилось предостаточно. Несмотря на то, что Казахстан – светское государство, и в бюджетах местных властей средств на строительство религиозных учреждений не предусмотрено, все мы прекрасно знаем, что на практике зачастую именно акиматы выступают инициаторами строительства мест отправления культов и призывают население поддержать инициативу и жертвовать на благое дело. Но то, как костанайские и аркалыкские власти дружно засели в кустах и закрыли глаза на продажу культовых сооружений (заявляя, что и рады бы вмешаться в ситуацию, да кошелек тонковат, и вообще, все это было давно и неправда), должно стать поводом для размышлений. В том числе и для руководства ДУМКа, которое тоже не торопится вмешаться в позорную для всех мусульман Казахстана ситуацию, ссылаясь на то, что продаваемые мечети не зарегистрированы. Не удивлюсь, если власти, в том числе и духовные, будут и дальше относиться к ситуации созерцательно, а на торги скоро будут выставляться не только мечети, но и престарелые родители, которых кому-то станет трудно содержать и которым государство когда-то тоже обещало достойные пенсии, но так и не сдержало своего обещания…
Мурат Телибеков, глава Союза мусульман Казахстана:
- Факт продажи мечетей вызывает у нас откровенную иронию. Это еще одно свидетельство нарастания вульгарной коммерциализации нашего общества, когда такие фундаментальные вещи, как духовность, нравственность, начинают оцениваться в денежных единицах. Еще лет десять назад кощунственная мысль продать мечети вряд ли у кого-то появилась бы, но сегодня, похоже, происходит коренная ломка, трансформация, девальвация нравственных ценностей. И что тут можно сказать? Государство не вправе наказывать таких людей, оно не может запретить, не может призвать их к ответу, и поэтому остается только констатировать, что процессы нравственной эрозии в нашем обществе продолжают, к сожалению, усиливаться. Чем объяснить такой феномен и к чему он приведет, пока трудно сказать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus