В январе-апреле 2019 года общие доходы госбюджета (республиканского и местных бюджетов) Кыргызстана составили 47 млрд 481 млн сомов. Из них 35 млрд 72 млн сомов обеспечили налоговые доходы. Если сравнивать с этим же периодом прошлого года, налогов собрано на 1,1 млрд сомов меньше. Такое происходит впервые как минимум с 2011 года - со времени, когда Минфин начал открыто публиковать отчеты по бюджету.
Налоговые доходы в бюджет приносят Налоговая и Таможенная службы. Ежегодно в первые четыре месяца они росли - от 2 млрд до 5,5 млрд сомов. Даже в 2012 году, когда экономика страны испытала сильнейший стресс (ВВП -0,9% по итогам года) из-за двукратного снижения добычи золота на Кумторе, сбор налогов не страдал. Начало 2019 года стало исключением.
При этом в январе-апреле ВВП вырос без малого на 5,7%, курс доллара три года остается на одном уровне, инфляция нулевая, скачков во внешней торговле нет. Видимых внешних факторов, которые могли бы влиять на сокращение налогов, нет.
Судя по структуре налоговых доходов, спад произошел по причине того, что Гостаможенная служба собрала на 1 млрд 17 млн сомов меньше, чем в прошлом году. В ГТС попросили «Азаттык» отправить официальный запрос, чтобы объяснить ситуацию со своей точки зрения. По получению ответа редакция добавит его в материал.
Госналоговая служба собрала меньше на 76,2 млн сомов, чем в прошлом году. В ГНС также готовят ответ.
План по налогам за первые четыре месяца, по данным Минфина, не выполнен почти на 7%. Правительству на этом фоне приходится прибегать к помощи бизнеса. Предприниматели из разных сфер деятельности рассказали «Азаттыку», что сотрудники ГНС и ГТС просят авансом заплатить налоги вперед за предстоящие несколько месяцев. Но опрос редакции показал, что с подобной просьбой обращаются только к представителями крупного бизнеса.
Но на самом деле подобная практика существовала всегда, говорит бывший руководитель Ассоциации молодых предпринимателей «ЖИА» Руслан Акматбек.
«Инспекторы несут ответственность за свой участок, они должны выполнить определенный план по сборам. Чаще всего предприниматели не могут отказать в просьбе, так как они не хотят портить отношения с налоговиками. Это происходит в добровольно-принудительном порядке. Такая форма «партнерства» существовала всегда и не является открытием для бизнесменов», - отметил он.
Одной из главных причин снижения налоговых платежей на таможне стала повсеместная контрабанда, считает экс-министр финансов, депутат парламента, член комитета по бюджету и финансам Акылбек Жапаров. Бюджет недополучает законные налоги, а далее эти товары попадают на местный рынок по более низкой цене, из-за чего конкуренцию не выдерживает легальный бизнес.
«Бизнесмены плачут. Большие компании закрывают свои офисы в Кыргызстане и переезжают в Алматы и другие города. Потому что официальный бизнес платит налоги. Налогоплательщики не могут конкурировать с теми, кто работает в тени. А за каждым, кто не платит налоги, стоит его «крыша». Иногда это сами правоохранительные органы. Легальному бизнесу не остается ничего другого, как уезжать отсюда», - говорит он. Рост экономики на фоне спада налогов экс-министр финансов объясняет резким ростом экспорта золота.
Единственным ответственным за ситуацию Жапаров называет правительство страны, которое столкнется с трудностями при выполнении своих социальных обязанностей, придется сократить капитальные вложения и другие статьи бюджета. «Меньше доходов означает сокращение расходов», - заключил он.
На коллегии Минфина 7 февраля, где обсуждались итоги 2018 года, премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев поручил «качественнее» составлять план по сборам налогов, чтобы он точно выполнялся.
Правила комментирования
comments powered by Disqus