Эксперты отмечают, что старый социальный контракт между властью и населением исчерпал себя. 12 июня прошла инаугурация действующего главы Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаева с победой на выборах. Однако протестные настроения не утихают в крупных городах страны; власти арестовывают активистов и блокируют мессенджеры и ограничивают доступ к интернету.
Первый в истории независимого Казахстана транзит власти не проходит гладко. Окончательное закрепление власти за преемником Нурсултана Назарбаева Токаева после выборов 9 июня не остановило волну протестного настроения населения. По данным МВД, в этот день задержано свыше 500 человек за участие в мирных митингах.
Политологи заявляли, что в стране вычищено оппозиционное поле и нет единого лидера. Однако есть несколько групп, недовольных сложившейся ситуацией и требующих перемен. Протестующих можно условно разделить на 3 группы: это молодежное движение “Oyan Qazaqstan”, которое призывает население проявлять гражданскую активность, последователи опытного оппозиционного политика Амиржана Косанова, и те, кто хочет перемен и кого не устраивает ни одна из групп. Также есть последователи опального бизнесмена Мухтара Аблязова, организация которого признана экстремистской, а сам он находится за рубежом. Блокировки социальных сетей часто совпадают с его прямыми эфирами, а усиление полиции с его призывами выйти на митинги.
Также впервые в истории Казахстана, обычные граждане активно участвовали на выборах в качестве наблюдателей. По результатам выборов Токаев выиграл с оглушительным успехом с 70% голосов избирателей, а его конкурент Амиржан Косанов получил чуть более 16%.
Что объединяет и разделяет оппозицию?
Молодые активисты из “Oyan Qazaqstan” выступают за признание выборов нелегитимными. Они не довольны, что о выборах объявили за два месяца, кандидаты были малоизвестны, а исход предсказуем. Они заявили, что на мирном протесте против выборов полиция задержала около одной тысячи граждан по всей стране, при этом применяя силу. Кроме того, власти стали применять практику ночных судов, когда судебные заседания проходят ночью без уведомления прав задержанным и без доступа к квалифицированной юридической помощи.
Другая группа людей, голосовавших за Амиржана Косанова, была недовольна таким низким рейтингом своего кандидата. Сам же Косанов, еще не дожидаясь официального подсчета голосов, поздравил Токаева с победой. Его последователи тут же стали высказывать критику в адрес Косанова, называя его продажным.
Его сторонник, известный поэт и активист Ринат Заитов участвовал на митинге у кинотеатра “Целинный” в Алматы. Он публично признал, что обманулся Косановым и заявил, что со следующего дня начнет формировать свою партию.
«Я не был согласен с результатами голосования, но не хотел, чтобы меня причисляли к сторонникам ДВК. Как увидел призыв Рината сразу решил ехать и послушать. Нас забирали с Ринатом. Пробыли там с 18:30 до 1:30 ночи. Нас было человек 40 в Алатауском РОВД. Забирали к дознавателям по 2-3 человека. Сначала женщин, потом стариков и тех, у кого проблемы со здоровьем. После этого мы ждали еще несколько часов пока нас сфотографируют и снимут отпечатки пальцев. Все это без адвокатов. У меня проверили телефон, мои группы в телеграмме и социальные сети. Слышал, что были штрафы или давали 5 суток. Меня отпустили», – сказал Аслан Кокыльбеков, участвовавший в шествии ночью 10 июня.
Позже Заитова отпустили, и он записал видеообращение к собравшимся с просьбой разойтись, поскольку он не хочет нести ответственность за беспорядки. После появления обращения люди действительно отошли от знания полиции, но не разошлись, а пошли по улицам, напевая гимн. Колонна протестовавших состояла из машин и пеших, которые перекрыли одну из самых загруженных улиц Алматы – Толе би.
Участник шествия протеста по улице Толе би, 21-летний Айдын сказал, что он вышел потому что задержали Рината, однако после того, как он вышел: “Я пошел за Рината и за свою страну. Сколько можно это терпеть? Нам уже ничего не страшно”. Позже Айдына задержали вместе с остальными участниками стихийного митинга.
По мнению известного журналиста и аналитика Дениса Кривошеева, протестные настроения показывают инфантильность общества.
Большая часть тех, кто сейчас недовольны, в течение долгих лет ничего не предпринимали для поддержки оппозиции. Вплоть до того, что не покупали оппозиционные газеты. Не формировали общественные движения, как это принято во всем мире, свели оппозицию в нищету. Это общество вдруг проснулось, им показалось, что власть ослабла. И вдруг ожидала, что выборы пройдут по их желанию. И когда Амиржан Косанов признал выборы легитимными и поздравил Токаева, народ устроил такую детскую истерику. Но так быстро все не бывает
По его мнению, интересы разных групп оппозиции совпали, но они не объединились. Нет единого фронта, единой идеи, программы. Внутри оппозиции существуют непримиримые игроки, которые на одном поле выступать не будут. Также нет лидера с понятной целью, готового пойти на все ради цели.
Провокаторы и полиция
Спустя три дня после выборов МВД признало, что с 9 по 11 июня свыше 950 человек получили административное наказание за участие в митингах в Алматы и столице Казахстана Нур-Султане. Из них арестовано 670 человек, 115 приговорены к штрафу, а 172 предупреждены и отпущены. Большая часть арестованных отпущены на свободу по истечению срока, однако 218 человек отбывают арест за участие в незаконных митингах.
Международная миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ в своем отчете отметила, нарушения основных свобод и давление на критически настроенные голоса.
“После объявления о досрочных выборах в крупных городах прошло несколько мирных акций протеста с призывами освободить политических заключенных и бойкотировать выборы. Власти объявили эти собрания незаконными, поскольку разрешения на их организацию не запрашивались, в результате чего десятки людей были арестованы”, – говорится в предварительном заявлении миссии ОБСЕ.
Зарубежные и местные СМИ освещали митинги, а также реакцию полиции, заталкивающих безобидных женщин грузовики. Международные организации призвали выполнять Казахстан обязательства в области прав человека.
Управление ООН по правам человека выразили обеспокоенность массовыми арестами и задержаниями.
“Свобода выражения мнений и мирных собраний являются строительными блоками успешного и динамичного общества. Любая попытка ограничить их без необходимости и без надлежащего обоснования создает риск для стабильности и социальной сплоченности”, – заявил глава офиса ООН по правам человека в Центральной Азии Ришард Коменда.
Отметим, согласно законодательству страны, перед проведением митинга стороны должны получить разрешение. Однако по факту, почти все уведомления получают отказ, в следствие чего митинги становятся не санкционированными, а значит и незаконными.
Международная неправительственная организация Amnesty international считает необходимым отменить требование о предварительном одобрении публичных собраний. За организацию и участие в незаконных собраниях в административном и уголовном кодексах предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Уголовная ответственность распространяется также на людей, которые призывают к участию в незаконных собраниях, в том числе с помощью соцсетей, отметили в организации.
Организация призвала принять новый закон о публичных собраниях, без требования о предварительном одобрении властей.
“Митинги не носят такого массового характера, как показывают западные СМИ. У нас митинги в стране запрещены законодательно. Вопрос состоит в том, где эти люди ходили, когда законы эти принимались. Я считаю, что нужно давать людям возможность митинговать, нужно менять закон. Но в целом полиция относится максимально бережно к тем, с кем работают”, – считает Кривошеев.
По мнению политолога, директора Научно-исследовательского центра «Молодежь» Талгата Калиева, митинги в обществе не должны быть под запретом.
“Протесты вызваны необходимостью пересмотра так называемого социального контракта, который когда-то был заключен между народом и властями Казахстана. Народ не вмешивается в политику, а власть обещает неплохой уровень жизни. Однако девальвации, ослабление экономики, резкое сокращение доходов сказываются на самочувствии населения, соответственно, общество вмешивается в политику. Государство перестало выполнять свою часть договора, население перестает исполнять свою”, – считает политолог.
Калиев отмечает, что требования протестующих не касаются политики, они преимущественно социально-экономического плана. Каждый требует свое: многодетные матери за квартиры и пособия, ипотечники – погашения долга, те, кто погряз в кредитах, просят их отменить. Отсутствуют серьезные политические платформы.
Кризис наступил с молчаливого согласия общества: когда гайки закручивались в области СМИ, оппозиции. Сейчас все изменилось, и наступило эволюционное развитие гражданского общества. Но оно должен дозреть до политического дискурса. Происходит неизбежный процесс развития, возможно, неудобный для кого-то. Также это полезно для власти, повышает ее эффективность, держит в тонусе. Митинги должны быть мирными, не быть во вред. Токаев в своей речи заявил, что будет налажен диалог, восстановлен кредит доверия людей и в целом обнадеживающие вещи. И мы должны понимать, что социальный контракт не предусматривает торг, а подразумевает достижение компромисса. В нашем случае: власть поступается абсолютным правом принимать решения, а оппозиция усмиряет свои аппетиты
Первая реакция избранного президента
В своей инаугурационной речи Токаев заявил, что будет продолжать курс предшественника с новыми подходами и решениями. Пообещал пересмотреть социальную политику и обеспечить единство общества.
“Меняется мировоззрение людей, особенно молодежи. Перед Казахстаном встают новые вызовы и угрозы.[…] Созидательные перемены на благо людей – вот мое понимание прогресса. При этом власть обязана слышать запросы людей, решать проблемы на местах, регулярно отчитываться перед гражданами, – заявил он.
В своем Twitter аккаунте Токаев поручил генеральному прокурору обеспечить законные права граждан, установить точное количество задержанных лиц и степень их вины. Невиновных граждан и лиц, написал он, случайно оказавшихся в местах протеста, следует освободить. На пресс-конференции с журналистами от отмечал, что лично ведет аккаунт в сервисе микроблоггинга, и не в курсе блокировок социальных сетей.
Президент не оставил без внимания и протестные настроения и зарождающихся лидеров, открыто высказывающих свое мнение. Он заявил о создании национального совета общественного доверия, который станет диалоговой площадкой власти и общества.
«Наших граждан сильно волнует развитие диалога власти и общества. Такой диалог должен строиться на признании плюрализма мнений. Разные мнения, но единая нация. Вот главный ориентир», – заявил Токаев на церемонии инаугурации.
Глава государства заявил, что в совет войдут представители всего общества, в том числе молодежь, а первое заседание пройдет уже в августе этого года.
«Мы четко видим актуальные вопросы общества, граждане желают справедливости во всем, честные службы, честная работа госорганов. Народ волнует снижение уровня доходов, девальвация. Более 1 млн человек вынуждены брать кредиты. Разрыв между гражданами с высокими и низкими доходом – волнует. Такие явления есть во всем мире, но нельзя сидеть, нам необходимо принять среднесрочные комплексные меры», – подчеркнул глава государства.
Эксперты заявляют, что экономическое напряжение в обществе не будет способствовать улучшению ситуации в обществе. Однако начавшийся процесс демократизации уже не остановить. По мнению политолога Досыма Сатпаева, новое менее управляемое общество будет проблемой для новой власти.
“Страна уже не будет прежней, как бы не старалась власть и ее преемственность политических привычек не будет вечной. Транзит общественного сознания уже начался”, – считает политолог.
Правила комментирования
comments powered by Disqus