90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Узбекистан.Почему выросла налоговая нагрузка на малые предприятия

18.06.2019 15:00

Экономика

Узбекистан.Почему выросла налоговая нагрузка на малые предприятия

Результатом налоговой реформы может стать – и уже становится – разорение значительной части малого бизнеса и его уход из легального поля и из Узбекистана вообще, а также значительное сокращение налоговых платежей. Об этом говорится в статье, написанной одним из предпринимателей, не пожелавшим разглашать свое имя. Иная точка зрения – о том, что реформа в целом благоприятна для экономики – высказывалась ранее. По мнению автора сегодняшней публикации, реформа в ее нынешнем виде фактически направлена на то, чтобы богатые стали еще богаче, а бедные - беднее.

Первый пункт президентского указа № 5468 «О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан» от 29 июня 2018 года определяет основные направления Концепции совершенствования налоговой политики страны:

- снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, а также устранение диспропорций в уровне налогового бремени между хозяйствующими субъектами, уплачивающими налоги по упрощенной и общеустановленной системе налогообложения;

- оптимизацию количества налогов путем их унификации, а также объединение налогов, имеющих схожую налогооблагаемую базу, сокращение и упрощение налоговой отчетности, минимизацию операционных расходов;

- обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, устойчивости формирования Государственного бюджета Республики Узбекистан и его доходов;

- упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах в сфере налоговых отношений, усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков;

- обеспечение стабильности налогового законодательства и прямого действия норм Налогового кодекса Республики Узбекистан с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов, регламентирующих вопросы налогообложения, в том числе установление в кодексе размеров ставок налогов и других обязательных платежей;

- сохранение благоприятного режима для иностранных инвесторов и инвестиций, их всесторонней поддержки и надежной правовой защиты;

- совершенствование форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих наиболее полный охват и учет объектов налогообложения и налогоплательщиков, внедрение порядка налогообложения операций, связанных с трансфертным ценообразованием.

Почему же после внедрения этой налоговой концепции налоговая нагрузка для предприятий малого бизнеса выросла?

Одним из пунктов концепции стал перевод предприятий, чей годовой оборот (выручка) по итогам предыдущего года превышает 1 миллиард сумов (около $128 тысяч) или достигших установленного порога в течение года, на уплату общеустановленных налогов. При этом установленный порог годового оборота (выручки) в 1 миллиард сумов подлежит пересмотру не реже одного раза в 3 года.

Таким образом, 90 процентов предприятий малого бизнеса должны в один миг превратиться в крупный бизнес и платить налоги на полную катушку. Естественно, конкурировать с большими производствами, где всё механизировано, малый бизнес не в состоянии. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что малые предприятия начнут повально закрываться, безработных и, соответственно, бедных, станет больше, цены вырастут из-за увеличения налоговой нагрузки и снижения конкуренции.

Являясь учредителем предприятия с оборотом чуть больше миллиарда сумов, которое ранее относилось к предприятиям малого бизнеса, могу сказать что налоговая нагрузка выросла, фактически теперь НДС в 20 % равен налогу с оборота. Кроме того, теперь мы стали платить налог на прибыль, что тоже составляет большую сумму. Учитывая затраты на заработную плату, аренду, офисные расходы, закупку необходимых материалов для выполнения работ, в итоге практически ничего не остаётся.

Есть, правда, выход: не превышать порога в 1 миллиард сумов, то есть, уйти в тень. Поэтому я считаю, что этот законодательный акт много предприятий уведет в тень. Неужели нельзя проработать все вопросы и сделать гибкую систему налогообложения для предприятий и крупного, и малого бизнеса, как, например, в России или Казахстане? Или повысить порог для предприятий малого бизнеса до 10 миллиардов сумов ($1,28 миллиона)?

В большинстве стран установлены реальные критерии для малого и среднего бизнеса, и Узбекистану стоило бы использовать положительный опыт более развитых государств.

В США малым бизнесом называются предприятия со штатом до 250 человек. Это вполне внушительные заводы и фабрики и, согласно законодательству США, такой бизнес даже близко не может иметь выручку, эквивалентную миллиарду сумов в год, исходя из установленного уровня минимальной заработной платы.

В Канаде и Европе этот порог установлен в 100 и 50 человек соответственно, и оборот там тоже будет побольше миллиарда сумов. Более того, и в США и в Канаде существует понятие «среднее предприятие», на которое также распространяются льготы - это организации до 500 человек, в Европе – 250 человек.

Согласно определению Всемирного банка, к малым предприятиям относятся организации с количеством работников до 100 человек, к организациям класса SME (малые средние предприятия) - 250 человек. (ОБСЕ тоже считает малыми предприятиями те, где работают до 100 человек, а организациями класса SME - 250 человек.) И на сайте Всемирного банка говорится об обороте средних, малых и микро-предприятий в размере 50, 10 и 2 миллионов долларов соответственно!

Micro, Small, and Medium Enterprises Around the World: How Many Are There, and What Affects the Count. (Микро, малые и средние предприятия по всему миру: сколько их, и что влияет на их количество.)

Наш показатель - 1 миллиард сумов - не дотягивает даже до микро-предприятий, согласно градации международных организаций.

Примерно соответствует мировым размер малых предприятий в России (оборот 120 миллионов рублей ($1,9 миллиона) и 15 человек для микро-предприятия, 800 миллионов рублей ($12,5 миллиона) и 100 человек для малого предприятия) и в Казахстане (300.000 МРП, где МРП - это 2405 тенге (1 тенге - $7) - т.е. около 2 миллионов долларов).

Печальный итог занижения порога выручки для малых и средних предприятий, имеющих право применять упрощённую систему налогообложения, показала Грузия, где ранее малым считалось предприятие с годовым оборотом до 100 тысяч лари (примерно $41 тысяча) в год. Согласно новой инициативе этого года, в данную категорию войдут предприятия с оборотом до 500 тысяч лари (примерно $205 тысяч) в год. Теперь в Грузии так и говорят: «Это будет «кислородом» для предпринимателей сферы малого бизнеса, для развития их предприятий».

В Грузии после реформ 2003-2007 года существовала огромная безработица (17%), а большая часть населения (72%) считалась самозанятой (выживали, как могли). И развитие малого бизнеса было для них способом прокормить население. А как у нас? Разве не так? Или мы пойдем по тем же минам, что и Грузия, и зажмем бизнес, называя это «прогрессивным опытом»?

Так в чем была суть идеи установить столь низкий порог для малых предприятий? Ведь не секрет, что налоги с малых предприятий всегда небольшие - это зарождающийся бизнес, бизнес на выживание, имеющий огромные риски (малые предприятия закрываются так же часто, как и открываются, большими становятся единицы из десятков и сотен тысяч, банкротство в течение первых лет - норма) и обеспечивающий выживание и занятость значительного числа населения. Казалось бы: платили бы «белую» зарплату себе и работникам, и этого должно быть вполне достаточно для государства. По логике так и должно быть. Зачем же искусственно упразднять малый/средний бизнес?

Риторический вопрос: цель правительства – способствовать развитию экономики, дать стимул развитию SME до крупных предприятий и тем повысить собираемость налогов или заставить платить львиную долю налогов малые и средние предприятия, которые вдруг стали называться «крупными»? Во втором случае существенно увеличивается риск разорения предприятий, искусственно причисленных к крупному бизнесу.

С развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Малый бизнес способствует уменьшению социального неравенства через повышение занятости населения, быстрому насыщению рынка потребительскими товарами лучшего качества и ассортимента. Малый бизнес даёт стабильный рост ВВП и формирует солидный источник бюджетных средств. Государственная поддержка малого бизнеса существует во всех развитых странах мира.

Малый бизнес платит меньше налогов в бюджет по сравнению с крупным бизнесом, зато обеспечивает работой и доходом в три раза больше граждан, чем крупный бизнес.

Проблем, которые еще предстоит решить, очень много. Это коррупция чиновников, перегруженность школ и нехватка учителей, некачественное медицинское обслуживание, безработица, налоговые нагрузки на крупный бизнес, несовершенная система налогообложения, противоречия в законодательстве, отсутствие свободной конвертации узбекских сумов в иностранную валюту, теневая экономика и нарушения правил торговли, разница в стоимости наличных и безналичных денежных средств, ограничения в свободном обороте наличных денежных средств.

Что можно сказать про законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, и про налоговую систему Узбекистана? В этой сфере правительство определенно добилось успехов. Можно даже так сказать: на твёрдую четвёрку. Но, как говорится, нет предела совершенству, и многое ещё нужно улучшать и дорабатывать.

В Концепции совершенствования налоговой политики изложен самый революционный и «либеральный» способ воплотить всё это в жизнь, в частности:

1) упразднение системы упрощенного порядка налогообложения для всех юридических лиц;

2) значительное снижение налогов для крупных предприятий;

3) в сфере малого бизнеса планируется оставить только индивидуальных предпринимателей и фермеров, ограничив им размеры выручки где-то в районе 130 тысяч долларов в год.

То есть прослеживается направление на снижение налогов для крупного бизнеса и увеличение налогового бремени для малого бизнеса.

Поступления же в бюджет значительно снизятся, так как крупный бизнес на законном основании станет платить налогов как минимум в два раза меньше, а сфера малого бизнеса значительно сократится и уйдёт в тень ещё больше, чем сейчас. То есть бюджет недополучит от 50 до 60 процентов налогов.

Получается, цель Концепции - чтобы богатые стали богаче, а бедные – беднее; уничтожение малого бизнеса и сокращение количества предприятий, искусственно зачисленных в разряд крупного бизнеса; сокращение и обеднение среднего класса; обнищание населения; подорожание товаров и услуг; падение ВВП Узбекистана; сокращение поступлений в бюджет более, чем в два раза; увеличение увеличение количества безработных, рост социальной напряжённости.

Некоторые из участников дебатов по поводу внедрения налоговой концепции, обвинили во всём экономиста-реформатора Юлия Юсупова. Но не все знают, что именно он предлагал сделать ставку налога на НДС в 12 %, и упразднить налог на прибыль. (Эти предложения не были приняты правительством Узбекистана – ред.)

Многие предприниматели Узбекистана столкнулись с тем, что при таких больших налогах, - тем более при наличии невыплаченных кредитов, взятых, например, на строительство, - работать и развиваться уже не получится. Поэтому широко распространяется настрой, чтобы свернуть дело, как например Тимур Мусин, учредитель Caravan Group, у которого за невыплату кредитов изъяли, и выставили на торги два ресторана, и переехать в другую страну, скажем, в Казахстан, где налоговая система гибче, и способствует развитию бизнеса и получению прибыли. Для чего душить бизнес на корню, не давая ему развиваться, ведь многие малые предприятия, при хороших условиях налоговой политики, могут вырасти в крупные, и стать плательщиками больших налогов, а сейчас, в таких условиях, простите, работать не хочется!

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

18.06.2019 15:00

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Джоомарт Каипович Оторбаев

Оторбаев Джоомарт Каипович

экс- премьер-министр Кыргызстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
18 493

сомов средняя номинальная зарплата в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30