И в целом сограждане становятся другими. В обществе резко возросла гражданская и политическая активность, считает ряд экспертов. Это хорошо показали минувшие выборы, так что теперь страна будет жить в новых политических реалиях.
Например, политолог Марат Шибутов считает, что «высокая гражданская и политическая активность народа резко повышает требования ко всем политическим силам страны».
— Уже нельзя будет надеяться на закулисные договоренности и на абы как сделанные кампании. Пришло время настоящих политических технологий. В целом идет очень большой рост политизации общества, и если на него не будет ответа, непонятно куда это все уйдет. Это крайне опасно, — написал он в своем канале Telegram.
У нас не Туркменистан
Политолог Эдуард Полетаев согласен с мнением Шибутова. Политизация общества действительно возросла, и в первую очередь на это повлиял уход первого президента и последующие выборы.
— Эти процессы активизировали публику, и так желавшую высказаться по разным вопросам, — сказал Полетаев.
И процесс этот не закончился, ситуация будет развиваться и дальше. Тем более, что до очередной электоральной кампании осталось недолго
Эксперт считает возросшую активность показателем как экономического, так и социального развития. И это не наша особенность. Такова мировая тенденция, которая в Казахстан добралась даже с некоторым опозданием.
— Все равно деятельность активистов и групп интересов так или иначе связана с развитием страны. Например, в Туркменистане почти нет возможностей проявлять себя в публичной политике. Соответственно, очень мало групп общественных интересов. У нас по-другому, — сказал он.
Врать становится все опаснее
При этом эксперт уточнил, что общество стало более дисперсным (или раздробленным). Разные группы людей начинают выдвигать все более узкие и четкие запросы. Например, проявилась общественная группа независимых наблюдателей. В 2018 таковых не было.
— То есть появляются однопроблемные узконаправленные группы интересов. Каждая работает по одной теме — то животных защищают, то потребителей. Например, в Алматы теперь существует довольно многочисленная общественная группа по защите Кок-Жайляу.
И теперь политикам нужно работать с каждыми группами отдельно, — сказал Полетаев.
Хотя в наших реалиях некоторые политики поступают по-другому: сами обозначают «узконаправленную повестку». Это было заметно даже по программам кандидатов на прошедших президентских выборах.
— Общество сегментируется, и весь спектр охватить очень трудно. Кроме того, в эпоху соцсетей невыполненные обещания резко бьют по политикам, поэтому они стараются быть аккуратнее. Лучше уж хорошо выглядеть на узком поле, чем оказаться уличенными в обмане, — отметил политолог.
Сейчас у Казахстана начинаются новые политические реалии. При этом могут быть и новые протестные настроения, что тоже следует иметь в виду
— Если вспомнить историю, протестный потенциал могут активизировать самые неожиданные вещи. Например, попытка запретов праворулек или обман дольщиков строителями, — резюмировал Полетаев.
Бедные, злые и со смартфонами
Социолог Тимур Айсаутов назвал сразу несколько факторов, которые в итоге привели к повышению активности сограждан.
— Первый из них — это, конечно, информатизация общества. Появление социальных сетей привело к открытости и доступности информации и оперативности ее получения. Общество стало мобильным и информированным. Невозможно что-то скрыть, блокировать социальные сети тоже стало невозможно, — сказал он.
Второй фактор социолог назвал «казахстанской особенностью».
За последние 3-4 года снизился уровень социально-экономического положения казахстанцев
— Даже президент так и сказал – население обеднело. То же самое показывают и наши исследования: на первом месте в списке «тревожных вопросов» не криминал, не терроризм, а именно ухудшение социально-экономического положения, — сказал Айсаутов.
В третьих, само общество постепенно развивается. Айсаутов полагает, что лучше всего это заметно по молодежи, у которой, по его собственному выражению, «вообще нет страха».
— В России на улицы выходила молодежь вплоть до школьников, у нас 20-25-летние. С годами гражданская активность населения будет только усиливаться, и это хорошо, — сказал он.
Социолог считает, что население должно быть политически активным, иначе в итоге может стать жертвой. Но, естественно, нужны свои границы. Например, очень нежелательны силовые методы, ни к чему хорошему они не приведут
— На уровне первых лиц признали, что есть недовольные, есть протесты, а значит необходимы политические реформы. Еще перед выборами президент говорил, что требуются политическая модернизация и диалог с согражданами. Власти сами прекрасно видят, что гражданская активность выросла, — резюмировал Айсаутов.
На политической арене новая сила?
Марат Шибутов сделал еще несколько выводов из минувших событий: Независимые наблюдатели, как минимум в Алматы и Нур-Султане, а в целом в крупных городах, это отдельная политическая сила, которую стоит учитывать всем кандидатам.
- Кандидатам от оппозиции и вообще, тем, кому важен каждый голос, лучше усилить работу в регионах, где больше независимых наблюдателей.
- На следующих выборах, а это скорее всего будут досрочные парламентские выборы в январе 2020 года, наблюдатели будут еще более многочисленны. Как минимум Алматы и Нур-Султан они закроют полностью.
Правила комментирования
comments powered by Disqus